Нонна Гришаева: “Для меня любая работа, связанная с одесскими песнями – это счастье!”

AUTOR’S NOTE: Опубликовано в приложении «Нон-стоп» газеты «Вести» (Израиль), выпуск № 6093 от 27.12.2018-02.01.2019

И как у природы так получается, что внешне красивая, хрупкая, нежная женщина наделяется таким сильным характером и упорством, который бы мы ассоциативно скорее приписали мужчине? А если она еще и творчески одаренная, и при этом ловко вплетает в свою жизнь не только самореализацию, но и материнство, и хранение семейного очага? “Среди современных женщин таких много!” – кто-то возразит. Но она такая одна: актриса, пародистка, теле- и радиоведущая, певица, писательница, художественный руководитель МОГТЮЗ (Московский областной государственный театр юного зрителя), заслуженная артистка РФ, жена, мать и просто красотка — неповторимая Нонна Гришаева!

В конце февраля 2019 г. израильская публика увидит премьеру с участием королевы перевоплощений – масштабное бурлеск-шоу “Две большие разницы”. Перед подготовкой к гастролям Нонна смогла выделить драгоценное время в ее невероятно плотном рабочем графике и, более того, во время болезни* рассказать о роли, к которой шла всю жизнь, о разнице между талантом и ремеслом, о предстоящих гастролях и о любви к Одессе и к Израилю.

— Нонна, здравствуйте. Поздравляем с прошедшей премьерой спектакля “Людмила Гурченко. Негасимый свет” в Москве. Поделитесь настроением после премьеры, ведь Вы всегда восхищались Людмилой Марковной. И вообще, как оценить, насколько хорошо или плохо прошла премьера?

— Здравствуйте! Вы знаете, в первый раз в моей жизни – это абсолютный, какой-то невероятный успех. Я до сих пор не могу прийти в себя, у меня ощущение, что произошло какое-то чудо. Видимо, душа Людмилы Марковны нам помогла. Потому что то, что это случилось, и то, как это получилось, — это, на мой взгляд, абсолютное чудо.

— Настолько здорово?! Мои поздравления еще раз!

— Но эти поздравления не только мне — я просто не могу не сказать о нашей команде, ведь это совместный проект. Прежде всего огромное спасибо Сергею Сенину, мужу Людмилы Марковны Гурченко за то, что он сумел для этого проекта собрать потрясающую команду людей, при жизни работавших с ней. Это и автор всего музыкального материала, поэт и композитор Алла Зохина; и режиссер Сергей Алдонин; и балетмейстер Николай Андросов; и наш потрясающий музыкальный руководитель спектакля Николай Чермошенцев, создавший аранжировки ко всем песням; и художник по костюмам Надежда Сигниенко. И отдельная благодарность инвестору и продюсеру, без которого этот проект бы не состоялся, — Константину Полищуку.

— Работать над этим проектом было, наверное, очень волнительно и ответственно?

— Мне кажется, что я к этой роли всю жизнь шла! В общем, мы все после премьеры находились в каком-то странном состоянии… Выложились максимально! Не просто на двести процентов, на тысячу даже. Мне просто очень хотелось, чтоб все получилось! Все люди, которые работали над этим проектом, мы все очень любили и любим Людмилу Марковну. И этот проект получился именно благодаря любви, и, конечно же, помощи свыше. Я абсолютно в этом уверена, я это чувствую. Ее душа была на сцене рядом со мной, однозначно. Иначе бы я этого не выдержала.

—  Почему Вы так думаете? Настолько велика была нагрузка?

— Я играла до этого в спектакле «Пять вечеров» — за день до премьеры «Негасимый свет» — и у меня неожиданно случился сильный приступ мигрени, пришлось вызывать скорую помощь, а на следующий день пропал голос, заболела бронхитом и трахеитом. То есть тот день до премьеры я уже продержалась только благодаря врачебной помощи, а на следующий день была премьера.

— У меня был заготовлен вопрос, чтоб задать его позже, но, пожалуй, прямо сейчас будет актуальнее. Вы не раз в интервью говорили о том, что Вы — человек гиперответственный, перфекционист, — данная ситуация с болезнью и премьерой подтверждает. То есть благодаря именно этой отдаче на максимуме Вы получаете и высокие результаты. Но ведь у медали две стороны: при полной отдаче и истощение сильнее в итоге. Как Вы справляетесь?

— Просто нужно немножко отдыхать.Иногда, не получается отдохнуть: например, следующая премьера через две недели – в моем театре, мы выпускаем «Чайку» А. П. Чехова, где я играю Аркадину, то есть выходим на финишную прямую — у нас прогоны финальные. И вот у меня есть буквально два дня отлежаться дома, а с понедельника я уже должна быть снова на репетициях.

— Каким же образом Вы силы восстанавливаете? Если даже, порой, не взять больничный?

— Ну, как с премьерой: спектакль нельзя было отменить, поэтому врачи сделали мне всякие заливки в связки, уколы поддерживающие, и я отыграла спектакль. А вот после можно уже и отлежаться дома.

— То есть, актеры тоже люди?

— О, да!

— В скором времени Вы приезжаете с гастролями в Израиль, но уже с другим проектом – музыкальное бурлеск-шоу «Две большие разницы». Это тоже премьера?

— Ну, конечно премьера, а как же! Мы его раньше нигде не играли и никому не показывали, жители Израиля увидят это шоу первыми.

— Здорово! Приоткройте завесу тайны: какова там Ваша роль, чем она Вам лично нравится? То, что Вы родом из Одессы как-то связано с тем, что Вы согласились на участие в проекте, где много одесской музыки и юмора?

— Безусловно, я очень скучаю по своей любимой Одессе — уже два года не могу приехать домой из-за политических разногласий между нашими государствами… Поэтому для меня любая работа, связанная с одесскими песнями – это счастье. И потом, я очень люблю Израиль, и мне всегда приятно приезжать в эту страну на гастроли — публика такая отзывчивая и это очень чувствуется. Всегда приятно работать для такой публики. Поэтому как только выпущу «Чайку», мы начнем плотно работать над этим проектом, чтобы в феврале приехать к вам и порадовать вас нашим выступлением. Будет очень много музыкальных номеров, песен, танцев – настоящее шоу и, безусловно, драматическая история про любовь — и еще столько всего интересного!

— Все ли рожденные в Одессе люди обладают этим особым чувством юмора? Мне кажется, что все одесситы искрометно шутят.

— Вы знаете, одесситы же даже не понимают, что они шутят. Они шутят, как дышат. Для них это — абсолютно нормальный, обычный разговор. Ну, вот они такие.

— То есть уже два года как действует запрет на въезд в Украину, в частности в Одессу…

— Да, пока что так.

— Вы же, в принципе, давно работаете в Москве, сразу после выпуска из института, по чему именно скучаете, чего именно не хватает?

— Да, живу всю жизнь в Москве, но каждое лето приезжала домой, потому что Одесса — это моя батарейка. Я подпитываюсь там солнцем, морем, воздухом, родными, близкими. У меня там очень много родственников и друзей.И могилы папы, бабушки и дедушки, всех. Корни мои. Этот город — моя главная радость в жизни: я всегда торопила время, чтобы поскорей настало лето и я бы приехала домой. А пять лет назад я даже придумала благотворительный проект «Варшавская мелодия» в Одесском ТЮЗе. И на протяжение тех лет я прилетала в Одессу раз в месяц, потому что играла спектакль, а все деньги шли на поддержку одесского Театра юного зрителя. А я могла видеться с родными, заряжаться городской атмосферой и одновременно помогать коллегам – такой вот был замечательный благотворительный проект. А потом пришли другие люди к власти и все поменялось…

— Очень грустно, сочувствую Вам. Как же появился в Вашем репертуаре этот греющий душу проект с одесским настроением?

— Меня пригласил к участию Владимир Минкин, израильский актер и продюсер, он исполнял роль Мишки Япончика, ему близок этот одесский колорит. В шоу также задействованы актеры израильские, поэтому подготовка будет идти одновременно в Израиле и в России: сначала будем учить роли, затем репетировать в Москве, ана финальный прогон и репетиции уже я приеду в Израиль.

— Вы уже много раз бывали в Израиле — и на гастроли ездили, и просто отдыхали?

— Да, отдыхала на Мертвом море и в Эйлате. У нас с мужем просто много родственников в Израиле, поэтому мы часто там бываем.

— У Вас такая красивая и глубоко изученная родословная, может, у Вас и иудейские корни есть?

— Нет, к сожалению нету, а вот родственники есть. Отец моего двоюродного брата еврей, а наши мамы – родные сестры, поэтому все мои израильские родственники — от брата. А во мне и так кровей намешано: и греческие, и татарские, и польские, и украинские. Ну, Одесса – портовый город.

— Что Вас впечатляет в Израиле больше всего?

— Море! Мне очень понравилось в Эйлате, там море изумительное. И на Мертвом море мне было очень необычно, но я хорошо тогда подлечила свой организм, поддержала.А вообще меня искренне поражает мужество людей, которые живут в Израиле. При этой постоянно нестабильной обстановке люди обладают таким уникальным мужеством и живут нормальной жизнью. Это меня совершенно потрясает!

— А Вы когда-нибудь слышали сирену?

— Конечно, и в подвале прятались, в бомбоубежище. С сиреной я «познакомилась» в самый первый мой приезд в Израиль – это были гастроли с театром им. Е. Б. Вахтангова, наверное, лет семнадцать назад. Мы жили в Нетании, там был такой «Парк-отель» — его взорвали буквально через несколько дней после нашего отъезда!

— Что Вы при этом испытали? Это же так страшно!

— Ужас испытала абсолютный. И еще раз убедилась в том, каким мужеством обладают люди в этой стране. Но потом страх прошел, как вы заметили, я продолжила приезжать в Израиль.

— А помните, как в самый первый раз Вас встречала публика в Израиле? Переживали, как же она воспримет выступление? Не было такого чувства, что этих зрителей ничем не удивишь?

— Мне кажется, наоборот, публика скучает по нашим театрам, именно московским. Да и я же первый раз приехала с целой труппой театра им. Е. Б. Вахтангова, поэтому таких ощущений у меня не было.

— Вы выросли в актерской среде — первые роли сыграли еще в детстве, а затем — спектакли, кино, ведущая на телевидении, участница разных телешоу, книгу написали, сольный альбом записали, теперь еще должность художественного руководителя MOГТЮЗа… Есть что-то, чего еще не пробовала Нонна Гришаева, и что очень хочет, и, более того, планирует еще попробовать и осуществить?

— Ну, очень хочется какую-то достойную, хорошую, глубокую киноработу. Потому что таких еще не было пока в моей жизни. Мне кажется, я могу.Что-то серьезное хочется в кино сделать, не очередной ситком, которыми уже перекормлены зрители.

— Какую-то драматическую роль, не комедийную?

— Вы знаете, я бы вот так не разделяла драму и комедию. У меня любимый жанр – это трагикомедия. Это самый сложный и самый прекрасный жанр, потому что очень непросто заставить зрителя плакать, а через минуту — смеяться, затем опять плакать. Эти перепады… Почему я люблю трагикомедию? Это очень трудно и заманчиво, это можно назвать высшим пилотажем для актера.

— Я, например, обожаю Ваши роли в фильмах «День радио» и «День выборов» с «Квартетом И». Многие ценят ваши юморные, пародийные работы, кто-то предпочитает спектакли типа «Мадемуазель Нитуш». А у Вас есть какая-то роль, в которой Вы сами чувствуете, что больше всего раскрываетесь. Или после премьеры «Негасимый свет», можно назвать таковым исполнение роли Людмилы Гурченко?

— Да, именно роль в этом спектакле я воспринимаю так, словно я всю жизнь шла к ней, и 90 % того, что я говорю от лица Людмилы Марковны в этой работе, я говорю и о себе. Настолько у нас похожи оказались судьбы, что, возможно, именно поэтому таким откровением роль и получилась — я все это пропускаю через себя.

— Что больше всего похоже в Ваших судьбах? Отношение к работе, отношения личные, ощущение жизни?

— Всё! Родина, детство. То, что с детства мы обе знали, что будем только артистками. Папы… даже отчества одинаковые у наших отцов – Гавриловичи оба. И оба бесконечно любили своих дочерей, а мы, дочери, своих пап.Я папина дочка всегда была. И вообще весь жизненный путь очень-очень схож. Но для этого надо смотреть спектакль.

— Привезете его в Израиль?

— Это сложный проект, поэтому вопрос, скорее, к продюсерам. Я с удовольствием исполню эту роль перед израильским зрителем, уверена, спектакль высоко оценят.

— А вообще, как считаете, быть артистом – это призвание или все-таки ремесло, которому нужно просто хорошо учиться?

— Это абсолютное призвание. Или есть талант, или его нет. Тут другой вопрос, что этот талант может уйти в песок, если не работать над ним. А вот если работать, то тогда талант будет расти и множиться — то есть, дар божий плюс труд. Одно без другого невозможно. Если ты бездарен, сколько бы ты ни работал, сколько бы и у кого ни учился — ничего не получится. Только время будет потрачено зря.

— А каково это — быть женщиной и при этом руководителем МОГТЮЗа? Это же большой театр, постановки, выбор репертуара, наверное, подбор актеров, плюс еще какие-то административные мелочи, тяжело или нет? Вы, наверное, там за каждую мелочь переживаете?

— Конечно, тяжело, это ответственность большая. Я и так гиперответственный человек, но мне как-то все удается совмещать.И уменя очень много помощников и директор — я занимаюсь только художественной частью. Так что в мои обязанности входят только нагрузки по художественным процессам.

— А актеры? Вы выбираете: «Вот ты пойдешь на эту роль, и вот ты, а вот ты — на эту»?

— Я решаю, какая постановка будет ставиться, приглашаю режиссера на постановку. И уже вместе с режиссером выбираем, кто будет играть в этой постановке, конечно, я рекомендую ему, какие артисты что могут, кто лучше подойдет. Это сложно, но интересно, и это и есть мои главные обязанности как художественного руководителя театра.

— Вы отмечали, что в жизни Вы совсем не такая, как на сцене. А есть ли такая роль, где Вы максимально похожи на саму себя? Поклонникам на заметку: если хотите узнать Нонну Гришаеву в жизни – обратите внимание на ее роль в…

— Максимально похожа на меня была Геля в моей «Варшавской мелодии». У этого проекта была интересная жизнь: он начался в Одесском ТЮЗе, а потом продолжил свою гастрольную жизнь по всему миру – длилось это в течение семи лет. В текущем году я этот проект закрыла, так как считаю, что спектакли надо снимать с репертуара на взлете, и делать что-то новое. Где-то в записи в интернете – да, наверное, можно посмотреть.

— Вы говорили, что успех к Вам очень вовремя пришел: дескать, если бы он пришел раньше, Вы, возможно, его бы не оценили или, наоборот, поймали бы звездную болезнь. Вы верите в судьбу, предопределенность? Или все-таки успех от человека тоже зависит?

— Сложно сказать. Мне кажется, что судьба – это как Господь. Что дано свыше, то и произойдет. Но только если ты этого достоин.

— Интересное замечание. Недавно мы с актрисой Анной Якуниной затронули тему о том, что женщинам важно максимально совмещать реализацию в профессии и при этом семью. Вы согласны с этим?

— Как можно не совмещать семью? Для женщины в жизни вообще семья – это главное, дети – это главное. Вот карьера – это уже вторично. И в моей жизни все в карьере случилось только тогда, когда я поменяла приоритеты. Я поставила семью на первое место, и сразу же все в гору пошло в карьере. Понимаете? Все равно для меня семья всегда будет на первом месте. Я отказываюсь от огромного количества работы, если мне нужно куда-то поехать с моими детьми, побыть с семьей.

— Сложно удержаться от комплиментов Вашей красоте и ухоженности, если учесть, сколько всего Вы успеваете совмещать в жизни. Во многих интервью можно прочесть, что Вы не особо приветствуете пластическую хирургию, даже несмотря на один из сильнейших женских страхов — постареть. Как вы поддерживаете свою молодость и красоту? Или стандартный набор: спорт, диета, косметолог?

— Пластическую хирургию я и сейчас не поддерживаю. Занимаюсь йогой каждый день — это то, что касается физической формы. Косметолог, конечно, у меня есть, но редко, к сожалению, удается попадать из-за гастролей и спектаклей. Если раз в полгода получается – это уже хорошо.И нет у меня никакой диеты. Просто я не ем на ночь. Не ем макароны, никогда их не любила, не ем сладкое и белый хлеб. Предпочитаю мясо или рыбу с овощами, с рисом — в основном, просто полезная еда.Вот от чего не смогла бы отказаться – это морепродукты всякие: устрицы, гребешки, икра из морских ежиков. Вот это все, прямо ну очень сильно люблю!

— А за модой следите? Есть ли у Вас любимый дизайнер?

— Есть, конечно.Я очень люблю VivienneWestwoodза ее необычный крой. Из наших российских дизайнеров мне нравится Игорь Чапурин. Один раз мне Коля Басков подарил костюм от него, в который я просто влюбилась. Недавно еще один костюм от Чапурина приобрела — приехала прямо к нему и говорю: «Увидела вашу новую коллекцию — хочу, не могу»!

— Какого стиля придерживаетесь в повседневной жизни?

— Необычного. Я очень не люблю, когда вижу такую же вещь на ком-то еще, поэтому я предпочитаю дизайнерские вещи, чтобы они не повторялись.Стиль сasual– в обычной жизни должно быть удобно, это на сцене уже можно потерпеть неудобства ради красоты.

— Бывало ли, что на сцене приходилось носить очень неудобные костюмы или высокие каблуки? Как справлялись с этим?

— Ну, высокие каблуки я не ношу. У меня давно прооперированы стопы (удалены косточки) и мне просто противопоказан высокий каблук, поэтому на шпильке меня можно встретить крайне редко. В жизни вообще предпочитаю только кроссовки, потому что удобнее обуви нет. А уж на сцене если надо, то невысокий каблук терплю. Вот в спектакле о Людмиле Гурченко мне приходится носить корсет. Но мне в нем удобно, комфортно, хорошо.

— Ого, то есть у Вас такая же тонкая талия, сколько там, говорили, у Людмилы Марковны была, — 47 сантиметров?

— Ну, не сорок семь. Пятьдесят – пятьдесят два, может быть, да.

— Вот это стройность! И последний вопрос. Почему зрители должны прийти на бурлеск-шоу «Две большие разницы»? Что там будет такого особенного, что будет обидно пропустить?

— Там будет радость, там будет юмор. Если человек хочет получить удовольствие, то пусть он приходит и получает его по полной программе. Будут старые добрые и любимые хиты, но в новых обработках, интерпретации и исполнении. Будем петь всем залом! Приходите и все сами увидите!

— Спасибо большое, Нонна. Желаем здоровья и новых премьер с аншлагами!

— Спасибо. До новых встреч!

 

Беседовала Гюна Смыкалова

 

*интервью с Нонной Гришаевой состоялось по телефону 14 ноября, сразу после премьеры спектакля «Людмила Гурченко. Негасимый свет», которая была приурочена к дате рождения великой актрисы. В спектакле Нонна исполняет главную роль – саму Людмилу Марковну Гурченко. После спектакля в болезненном состоянии Нонна согласилась на интервью, за что автор выражает отдельную благодарность и восхищение столь высоким уровнем ответственности и преданности своему делу.

Фото: обработанные скрины из газеты.

Share This:

Вам может также понравиться...