«Краски жизни» Берты Леви
Выставка картин «Краски жизни» художницы Берты Леви открылась 26 сентября в Модиине в городском «Гехаль а-Тарбут» и продлится до конца октября. Все желающие могут бесплатно посетить выставку и при желании приобрести картины, связавшись непосредственно с автором. С трепетом и проникновенной нежностью вырисованные изгибы деревьев, подернутых хрустальным инеем, контуры пальм на барханах в закате, линии монументальных камней Стены плача в Иерусалиме, таинственный свет лунной ночи – сюжеты картин Берты источают невидимую, но почти осязаемую позитивную энергию, которой сама художница так хочет поделиться с нами.
- Берта, у вас, у художников, все имеет символичность, скрытый смысл — в названии «Краски жизни» что-то спрятано?
- Природу, нас с вами, все окружающее нас вокруг, нашу жизнь создал Бог – вот это обаяние самого божественного замысла и красоты природы я отражаю в своих картинах, поэтому и название такое.
- Экспозиция очень интересно составлена: тропики, урбанистика, смена времен года и в конце…
- …мистика! Здесь собраны разные картины, которые я создала в разные периоды своего творчества – Иерусалим мне очень хотелось всегда написать, барханы, пейзажи тропические, а в последнее время меня потянуло на мистику – лунные пейзажи, небеса, присмотритесь, в ночном небе на самой свежей моей картине можно обнаружить гораздо больше скрытого, чем в названии выставки.
- Мне очень понравилась картина, на которой луна – словно зрачок небесного ока, — ты специально так и задумала? Как называется эта картина?
- Называется она «Лунная дорожка». То есть ты видишь глаз? Как интересно. Собрана картина из мечты, из фантазий, из воспоминаний, из пейзажных фотографий… А теперь присмотрись к небесам.
- О, я вижу здесь чье-то лицо: то ли малыша-ангелочка щекастого, то ли обезьянку…
- А я вижу такого ухмыляющегося дьяволенка. Интересно, что я этого ничего не задумывала, эти образы проступили уже потом, когда картина была готова.
- У тебя три подряд картины с лунными пейзажами. Есть объяснение этому?
- Не знаю как это объяснить, просто мне захотелось – я медитирую, когда пишу, не на луну, а вообще, когда пишу картины – я как будто отключаюсь от всех мирских забот и попадаю в какой-то свой мир, это такое наслаждение неописуемое!
- Ух ты, а ты отслеживаешь это ощущение, что ты находишься в какой-то другой реальности?
- Очень четко отслеживаю, мне там очень хорошо! Иногда я теряю счет времени: откладываю кисть – а на часах уже 5 утра. Работа с красками меня завораживает, вводит в своеобразный транс даже.
- Может, у тебя какие-то магические краски?
- Краски совершенно обычные — Van Gogh, их легко найти в любом магазине для художников в Израиле. А вот холсты предпочитаю итальянские, из цельного полотна. Например, за границей, особенно в Европе предпочитают картины не помещать в рамки, а снимать с рамки, а перетягивают под нужный им формат. У некоторых холстов подрезают уголки — если снять его с рамки, то перетянуть красиво уже не выйдет. Так что мое единственное требование к материалам, с которыми работаю – это их качество, я предпочитаю высокое. Чтобы картина подольше жила.
- Допустим, картина куплена и уехала, допустим, в солнечную Италию, и что дальше? За ней владельцу надо как-то особенно ухаживать? Вешать в витрину, создавать ей особый температурный режим, освещение?
- Конечно, за любой вещью нужно минимально ухаживать, например, пыль вытирать, как с книжек, но что-то особое не требуется. Все мои картины покрыты лаком, это позволяет краскам долго не тускнеть. Единственная важная рекомендация – избегать воздействия прямых солнечных лучей, но это правило даже на людей распространяется. А так – у картин душа путешественников, сегодня они здесь, завтра – в другом городе, стране, континенте…
- Бывает так, что висит у тебя картина на стене, и ты вдруг понимаешь, что налюбовалась ей, и перевешиваешь ее в другое место?
- Я не вешаю свои работы на стены, и чужие тоже – у меня нет картин. Есть только одна работа – над диваном: насколько я не люблю абстракцию, но почему-то эта композиция крайне удачно подошла ко всему интерьеру. А свои работы я храню аккуратно упакованными, они стоят и ждут своего часа.
- Как это у художника – ни одной картины на стене?
- В моем доме нет ничего лишнего, что могло бы повлиять на мое видение художественное, я не знаю, почему так у меня это проявляется, но у меня ничего лишнего в доме не стоит, не висит – я люблю пространство и чистоту. И пыль легче вытирать! Никаких лишних наставленных баночек-скляночек, куколок, сувениров… Из украшений в моем доме могут быть только живые цветы.
- Чем же ты тогда вдохновляешься?
- Природой. Я, например, просто иду по улице – это настолько неосознанно происходит – в какой-то момент я ловлю себя на мысли, что я обращаю внимание на то, как растет дерево, изгибы его ствола, строение его листьев, какие оттенки зелени у него есть, как они сочетаются с цветом неба… и в это же время задаю сама себе вопрос, а как бы я это перенесла на холст? Иногда что-то фотографирую, чтобы запомнить, а потом из таких впечатлений, моментов, фотографий и рождается уже какой-то целостная картина.
- Есть художники, которые говорят, что они мыслят красками, цветовыми сочетаниями, у тебя так же?
- У меня нет такого, у меня включается творческий поток в тот самый момент, когда я сажусь к холсту. И очень часто меня не покидает ощущение, что в этот самый момент кто-то берет мою руку и сам ее ведет. Я просто проводник. Мы все – люди – просто проводники, разве мы сами в этом мире что-то можем выдумать? Это все свыше. Я убеждена в этом.
- О, я читала об этом у Вадима Зеланда в его «Трансерфинге реальности» — все придумано за нас и хранится в каком-то особом месте, доступном для каждого человека, приходи и бери. Но я считаю, что это дано не каждому: я умею рисовать кошечку или пальму племяннице, но вот лунную дорожку – вряд ли вот так сяду и нарисую, даже если поучусь.
- Я думаю, что для каждого вида творчества должен быть какой-то толчок. Мне такой толчок дал еще в детстве мой дядя, который прекрасно рисует, он развил во мне любовь к живописи и научил азам рисования в карандашной технике. Уже повзрослев, я стала писать красками и кистью – маслом, акрилом, использовать мастихин. И, наверное, генетика тоже влияет — мой дедушка писал портреты, но он рано умер, я его работ не помню, и дядя с папиной стороны тоже был связан с рисованием – он художник-оформитель.
- То есть у тебя вся семья художественная!
- Да, но вот именно влияние на меня оказал мамин брат – я не могла оторвать взгляда, когда он выводил листья, ветви, — я следила за каждой линией. Ребенок — он же как губка, все впитывает.
- Но опять же, не каждый ребенок способен «впитать»: для кого-то интереснее решение математических задач, а к рисованию душа не лежит.
- Конечно, кому что дано. Способности у всех разные, это верно.
- А своим детям ты прививаешь любовь к рисованию?
- Ну они уже взрослые. Дочке не очень интересно это, а вот сын отлично рисует, особенно портреты! Я даже просила его заняться этим серьезнее – это же целый мир открывается!
- Но ты сама портретов не пишешь?
- Я не пишу, я люблю природу. Правда, и я, когда начала заниматься живописью, не относилась к этому как-то особенно – разве я вообще когда-либо думала, что я что-то вообще буду с этим делать? Это начиналось все, как дело для души. Я просто хотела это делать.
- А потом картин стало слишком много?
- Да, картины копились, я их дарила периодически, ну а потом семья, рассмотрев мои картины, сказала, что раз я все равно увлеченно пишу, и у меня явно есть талант – нужно выходить на новый уровень. Так я стала настоящим художником — с выставками, с продажами.
- Сколько стоят твои картины? Надо торговаться с тобой, ка на иерусалимском рынке или есть определенный прайс-лист?
- Цены есть, они варьируются, конечно, в зависимости от размера холста и времени, потраченного на работу, — от 3500 и до 5000 тысяч; вот эти лунные пейзажи — большие, свежие — от 4600 шекелей, маленькие — подешевле, например, зимний пейзаж написан на небольшом холсте, — 3600 шекелей, так что у каждой картины своя цена, конечно, нужно уточнять. Под каждой картиной указан мой номер телефона.
- А есть такие работы, которые ты ни за какую цену не продашь?
- У меня такой принцип: если не продай, то подари, но поделись, передай дальше. Я вообще считаю, что творчеством нельзя жадничать – нужно делиться своей энергией, которую ты вложил в свои произведения, с другими. Иначе для чего все это? Кто-то должен этим наслаждаться. Я до сих пор лелею мечту подарить несколько своих работ как благотворительность: в больницы, в хосписы – я вкладываю в свои картины столько позитива, мне так хочется поделиться этой энергией, чтоб другие люди, кому эта энергия нужна, могли наполнятся ею. В свои картины я закладываю только позитив. Я не знаю, как у меня это получается, но мне очень хочется, чтобы так и было.
- Мне очень интересно наблюдать за своими ощущениями: взять Моне – его невесомые мазки и полупрозрачные краски вмиг вводят меня в какой-то расфокус, взять Кандинского – будоражащее буйство абстракции, или Климт, который гипнотизирует мельчайшей детализацией и повторением орнамента, то у тебя вроде бы реалистичные пейзажи — яркие, но при этом умиротворяющие.
- Просто сюжеты живые, они близки нам, людям, природа нас успокаивает. Вот этот зимний пейзаж, который ты так долго рассматривала, вообще одна из моих первых работ, я так соскучилась по снегу, по морозу – мне так хотелось видеть как падает снег, потоптаться по нему, слушать, как он хрустит под ногами… И я поделилась с друзьями – и кто-то из ребят мне сказал: да нарисуй уже холод! И вот — это воплощенное желание.
- Ты планируешь заранее, как, когда и что ты хочешь написать?
- Нет, все по наитию, какой живописный вид впечатлит на данный конкретный момент. Помню, мне невероятно захотелось написать Иерусалим. Я выписывала каждый камень в стене отдельно.
- Ты, похоже, очень терпеливый человек…
- Ну разве ж дело в терпении? Когда ты любишь что-то делать — даже тонкую, мелкую работу делаешь с удовольствием, ты не работаешь – ты создаешь!
- Для кого твои картины?
- Для всех, кому они нравятся, кто любит пейзажи, природу и чувствует мое тепло и позитив, который я закладываю, когда пишу. Это же невозможно предугадать – каждый человек в одном и том же видит что-то свое. И нет смысла навязывать кому-то – это вот подойдет такому-то человеку и такому-то. Творчество не имеет правил, границ и ярлыков. И это прекрасно.
Выставка организована некоммерческой организацией Unity Art