Руслан Садоев: «Не в деньгах счастье! Ищите гармонию в себе!»
Когда я была маленькой, я очень любила цирк. Клоуны, акробаты, укротители животных и прочие артисты цирка мне казались существами с другой планеты – настолько я была поражена и удивлена тем, что они умеют. Теперь я повзрослела и цирковые выступления смотрю в Интернете. Но до сих пор дух захватывает, когда, например, статный юноша с невозмутимой улыбкой на лице жонглирует кеглями, стоя на спине гарцующей лошади, а потом совершает сальто и как ни в чем ни бывало продолжает улыбаться, словно то, что он только что исполнил – не из ряда вон выходящее умение…
Руслан Садоев исполнитель уникальных цирковых акробатических трюков рассказал о том, каково это – быть артистом цирка и как найти свое счастье.
«История моего успеха сложилась благодаря нескольким основополагающим факторам – это порддержка моих родителей и мое упорство, энтузиазм и увлеченность тем, что я делаю.
Надо сказать, что мои родители – тоже цирковые артисты, у нас семейная преемственность – мы с сестрой тоже пошли по стопам родителей.
Папа мой был воздушным гимнастом, и акробатом на батутах и на подкидных досках. А потом у них с мамой был номер – па-де-де на лошадях: когда две лошади идут рядом, а мужчина и женщина исполняют различные трюки и поддержки.
Сейчас мой отец — режиссер-инспектор, а мама – в нашем номере помогает, она водит лошадь (берейтор). Так что у нас вся семья в цирке.
С лошадьми я занимаюсь с детства. Уже в 4 года я научился стоять на лошади. С этого-то все и началось. Тогда же родители отдали меня в спортивную гимнастику – моим тренером стал друг моего отца. Я много занимался.
Родители, конечно, очень боялись, что я разобьюсь или покалечусь. Но я втихую прибегал на конюшню и ползал-лазил-прыгал по лошадям-тяжеловозам. И вот я так бегал на конюшню, занимался гимнастикой и постепенно стал приходить на репетиции. Мое первое выступление на манеже состоялось уже в 7 лет. Это был еще не самостоятельный номер, а небольшой фрагмент: я стоял на лошади и жонглировал шариками. Смотрелось впечатляюще – огромная лошадь и маленький мальчик-жонглер. Как сейчас помню, что это были гастроли родителей в Одессе под Новый год, и песня, выбранная для номера, тогда была очень популярна – «Ты — морячка, я — моряк» О. Газманова. И этот номер пользовался успехом. Так все и прошло к тому, что я определился с будущей профессией.
Я никогда не мечтал стать космонавтом, инженером, бухгалтером или юристом, я всегда знал, что стану либо спортсменом, либо артистом. В 16 лет возникла такая дилемма: спорт или цирк. В спорте к тому времени я уже достиг определенных результатов: я был членом молодежной сборной России по спортивной гимнастике. Но судьба внесла свою лепту – у нас возникли разногласия с тренером по поводу дальнейшего развития, и тогда я решил, что буду заниматься цирком.
Тем более, что физическая подготовка у меня уже была отличная: я умел и крутиться, и прыгать, и жонглировать, и стоять на лошади, так что все сложилось, как пазл.
С момента первых выступлений у меня появилось много всяких титулов и регалий, имеющих значение в цирковой среде: в 1994 году мы с сестрой стали лауреатами международной премии циркового искусства в Генуе, в 1997 году — обладателями «Золотoй тройки» на I Всероссийском фестивале-конкурсе циркового искусства в Ярославле, затем — лауреатами национальной премии «Цирк-2002», получили бронзу на самом престижном конкурсе в Монте-Карло и т. д.
В 21 год я уже был лучшим артистом года. Если бы у меня не было таланта, я думаю, родители бы меня остановили. Моя мама – человек очень прямолинейный, она всегда скажет, что ей нравится, а что нет. Порой бывает так, что многих впечатляет мой номер, а её – нет, и ей за это спасибо, она была одним из моих главных цензоров.
Номера мы придумываем не сами — сейчас у нас есть тренеры, хореографы, режиссеры и балетмейстеры.
В данный момент я не выступаю, к сожалению, мой конь, с которым мы давно работали, пал от гайморита. Но нам привезли двух новых лошадей, сейчас мы репетируем, восстанавливаем тот самый номер, который помог нам победить в Монте-Карло (см. видео).
К тому же у меня в планах создать крупный аттракцион с тиграми, они пока маленькие и их надо дрессировать, но я буду не один, мне поможет народный артист России Сарват Бекбуди.
Вообще моя профессия довольно опасная. Но я сам – рисковый парень. Я и езжу быстро, и вообще в жизни люблю экстирм, это часть моей жизни. Даже когда я выхожу на манеж репетировать – это риск, и жанр, в котором я работаю – он действительно опасен: тут ни мат не подкинешь, ни страховку не прицепишь. Всегда может что-то произойти. И я уже сам был травмирован. Но я не могу без этого, это моя жизнь.
Например, я не смогу быть иллюзионистом: там самое сложное — это хлопать в ладошки, а фокус уже заранее готов и ничего тут страшного не произойдет.
А мой жанр требует и концентрации внимания, и определенной физической подготовки, и амбиций. Просто так нельзя прийти и начать делать сальто на лошади – это все плохо закончится. Кстати, трюки на лошади – мое занятие только в последнее время, до этого я и летал в воздушном полете, и прыгал с доски, и акробатические трюки исполнял…
Но сейчас мой номер признан уникальным – это трюковые комбинации, каких не делает сейчас никто в мире: переднее сальто с пируэтом и разворотом на 360 градусов.
Но это мой стиль жизни. Я ежедневно тренируюсь, у меня всего один выходной в день. Даже в школьные времена я учился в специальной школе-интернате олимпийского резерва, там основной удар идет на тренировки. Когда родители уезжали на гастроли, я там жил всю рабочую неделю, и только на выходные меня забирали родственники (бабушки-дедушки, тети-дяди).
Конечно, много тренеров и наставников вложили в меня много своих сил и знаний, но у меня был и талант от Бога – в том плане, что мои номера с лошадью требуют определенного чувствования поведения лошади.
Но на одном таланте, конечно, не выедешь. Усердие необходимо. Я по 12-14 часов ежедневно находился на манеже и в спортзале, чтобы отработать номера. И если сейчас у меня одна репетиция в день, то раньше приходилось репетировать по 2, а то и по 3 раза в сутки. Иногда я даже поесть забывал. Да это и не нужно мне было: самое главное – это азарт. Если ты к своему делу подходишь не просто как исполнитель, а творчески, хочешь чего-то добиться – результат будет.
Родителям я очень благодарен: они были всегда демократичны – ни к чему меня не принуждали, позволяли заниматься тем, что мне нравится. Кстати, несмотря на то, что мы работаем всей семьей вместе и заняты одним делом, проблему отцов и детей никто не отменял: родители могут и обижаться на меня, им порой не нравится мой образ жизни или мои друзья.
А вообще в жизни разные периоды бывают: когда ты на высоте, все тебя любят, хотят с тобой подружить, пообщаться, погулять, а мои семейные – не такие, они скромные, домашние, я же – отрытый к общению, такой рубаха-парень. С одной стороны это хорошо, а с другой – многие этим пользуются.
Вообще же жизнь дает нам разные ситуации и расставляет приоритеты: всякое было — и зарубежные гастроли, и периоды больших денег. Когда деньги есть, сразу появляются и друзья и девушки – так они и проверяются.
Были и периоды депрессий и сомнений, я хотел даже уйти из цирка, когда я травмировался и вообще встать не мог с постели, все уже думали, что я больше никогда не смогу ходить. Моя девушка тогда от меня ушла… Но потом я восстановился и дела пошли в гору. Вот тогда и проявилось все – кто друг, а кто нет.
Что пришлось преодолеть в себе? Привычки. Самое главное – это упорство. Я был талантливый и одаренный, к счастью, и то, что не давалось многим, мне давалось легко и просто.
Совет всем: лучшее лекарство от депрессии – это что-то делать. Депрессия вообще появляется от того, что ты либо ничего не делаешь, либо занимаешься тем, что не любишь.
Надо заниматься тем делом, которое дает тебе удовлетворение, развитие, пусть оно поначалу и не приносит много денег. И люди, которые ходят на работу, чтобы что-то заработать, но им это не нравится, по сути сами себя вводят в эту депрессию. Нужно заниматься тем, что ты любишь. Даже если это дело не приносит тебе больших доходов, ты все равно будешь эмоционально счастлив.
Кстати, то же самое и с отношениями: зачем-то женщины терпят нелюбимых мужчин, бояться остаться одни, или мужчины живут с нелюбимыми, потому что им вроде удобно или потому что негде больше жить, но это все равно приведет к распаду. Нужно слушать себя, стремиться к лучшему и искать гармонию только в себе!»
Беседовала Гюна СМЫКАЛОВА