Новая форма тишины
Мраморный дворец Русского музея предоставил всем петербуржцам универсальную панацею от зимней хандры в виде выставки «Звучащее вещество».
Современные художники-авангардисты и постмодернисты постарались дать новое звучание вполне привычным и бытовым для нашего, современного уха веществам – спагетти, стиральной машине, барабанной установке или медным утюгам.
Т. Новиков и И. Сотников представляют зрительскому вниманию новый музыкальный инструмент «Утюгон»: маленькие медные утюжки прикреплены под небольшим деревянным столом. Раскачиваясь и отбиваясь друг о друга, утюги издают гулкий звук молоточков. Работа датирована 1982 годом, но выполнена в духе традиционного деревенского стиля, который делает эту инсталляцию «вне времени».
Сумасшедшая и потрясающая в прямом смысле инсталляция С. Ковальского «Сердце музыканта»(посвящается Сергею Курехину):
на металлической основе из обложек дисков и пластинок расположена деревянная часть с клавишами, огромным световым шаром и резиновыми трубками, исходящими из шара. Весь арт-объект мигает и издает громкие звуки барабана и клавишных инструментов, которые сливаясь, передают именно то бешеное душевное состояние человека, находящегося в творческом процессе. Творческие натуры должны оценить по достоинству.
Дуэт художников М. Кошенковой и Р. Дойча создали невероятной красоты инсталляцию «Стена»: стеклянные соломинки-модули, переплетаясь в сложную и замысловатую конструкцию, создают впечатление невесомой, чрезвычайно хрупкой, максимально непрочной скульптуры. При приближении она начинает издавать звук, подобно тому, если бы она разбивалась. Берите с собой детей – они придут в восторг в то время, пока Вы будете размышлять, как эта конструкция работает.
Вита Буйвуд продолжает размышлять на тему телефонного звонка, столь популярного в последнее время. Ее работа «Последний звонок» представляет собой фотографии людей, запечатленные в момент телефонного разговора. Автор объясняет музыкальное сопровождение так: «Телефонный звонок – источник мощного стресса. Классическую музыку настоятельно рекомендуют как средство борьбы с ним. В качестве рингтонов мобильных телефонов использованы фрагменты классических музыкальных произведений – попытка переосмыслить клише, доставшееся нам в наследство от прошлого».
Инсталляции первого этажа дворца завершает произведение Н. Наседкина «Москва-Сити», представляющая собой аппарат, издающий звуки настоящей сирены. Художник называет ее «общественным музыкальным инструментом», современным криком в тишине повседневной рутины.
На парадной лестнице Мраморного дворца Вас ждет потрясающая композиция Т. Чапуриной «Фарфоровая певица». На двух женских манекенах надеты платья, декорированные стеклом: на одном – прямоугольная холодно-голубая мозаика, на другом – узкие трубочки сине-зеленых оттенков. «Мои звуки – это соединение первозданной стихии огня и воздуха в фарфоре». Проведите рукой по этим нарядам и послушайте звук треска костра и гуляющего по равнине звонкого воздуха.
Модельер Т. Парфенова не оставит никого равнодушным своей работой «Возьми меня»: на манекене представлено нежно-розовое воздушное платье с вшитыми вдоль рукавов-воланов круглыми кнопками, на которые может нажать любой посетитель и услышать знакомые из детства мелодии, спрятанные в любимых куклах. По словам смотрительницы музея, однажды один из посетителей не выдержал и чуть не унес эту прелесть с собой – поэтому спешите скорее посмотреть на нее!
Без инсталляции в стиле «треш» не обходилась еще ни одна выставка современного искусства, и «Звучащее вещество» не стало исключением.
Михаил Arxenekrohen представляет свое видение звучания вещества, а именно «Бродильный аппарат/Туманный горг/Bragophone». Автор предлагает зрителю самостоятельно интерпретировать настоящий бродильный аппарат: «Я не открываю брагофон как феномен. Каждый в отдельности иллюстрирует ту необходимость, ради которой он создан».
Экспозицию второго этажа открывает «Психоделический камертон» В. Григорьева. Автоматически включаясь с помощью датчиков движения, лира начинает свой «колдовской танец». Опора из стекла визуально исчезает и кажется, что лира левитирует в пространстве. Звук меняется от рокота завывания к свисту – действо и правда зловещее, поэтому не рекомендую рассматривать ее больше пары минут.
Вечная классика, запечатленной в полиэстре – что может быть прозаичнее и современнее? Арман Фернандес сделал именно это, окунув сожженный образ скрипки в полиэстер. Рекомендуется любоваться часами, думая о высоком и вечном.
Л. Белова предлагает свое видение капсулы времени «Башня» в виде высоченной башни из металлических молоточков, нажав на которые можно услышать до боли знакомые звуки, например, мелодию загрузки операционной системы Windows. Именно такие «письма в будущее» собирается завещать художница последующим поколениям.
В инсталляции Drumpainting А. Франц предлагает любому желающего поучаствовать в создании целой серии звуков, сыграв свое собственное «произведение» на барабанной установке – мелодия проецируется на большой экран и оставляет витиеватый или каплевидный отпечаток в зависимости от интенсивности и громкости издаваемого звука. Отличная возможность поиграть от души и оставить абсолютно все негативные эмоции на настоящем полотне.
А. Митлянская совершила настоящий смелый прорыв в синтезе изобразительного и музыкальногоискусства в своей работе, соединив видеоряд и оперные арии. На небольшой плазменной панели зритель видит разную интенсивность газовой горелки в зависимости от исполнения арии Ленского. Под арию Гремина художница предлагает видеоряд, изображающий … спагетти, которые накручивают на вилку и размазывают по тарелке. Вы не поверите, насколько гармонично смотрятся эти изображения в сопровождении оперы «Евгений Онегин».
Кто-то назовет эту выставку вакханалией звуков и какофонией, кто-то – шедевром изобразительного и музыкального искусства, но равнодушным из Мраморного дворца Вы точно не уйдете.
Выставка продлится до 11 марта
Цена: 50 — 200 руб (школьникам, студентам – бесплатно)
Место: Русский музей (Мраморный дворец), Миллионная ул., 5/1
Анна НЕКРАСОВА