Любовь к миру и себе познается в Камбодже. Часть 2

Местные жители

Молодые девушки, выходя замуж за европейца, безумно любят своих мужей, считая, что они их осчастливили, они очень преданны, и боготворят своих супругов – и это искренне, нет наигранности. Кстати, у кхмеров, что мне очень нравится, взгляд пятилетнего ребенка и взгляд старика – абсолютно одинаковый. Наивный, чистый, светлый.

Вообще наивность присуща кхмерам на протяжении всей жизни. В этом есть свои нюансы: мои работники лет 35-ти ведут себя как 16-летние подростки – с юношеским максимализмом, с уверенностью, что они во всем правы и все верно делают. Поэтому с ними приходится быть чутким родителем: им нельзя сказать, что они в чем-то неправы, их надо тонко наставлять, чтоб они, не дай бог, не обиделись. Для нас это смешно. А для них – очень серьезно.

Очень неприхотлив быт камбоджийцев. Я люблю путешествовать на байке по разным деревенькам, и порой, попадаю в такую глушь, где на тебя смотрят как на инопланетянина – они телевизора в глаза не видели, а ты – на «шайтан-арбе» приехал. В некоторых деревнях есть школы – это какой-нибудь сарай, на столбы прибиты доски – это скамьи,  а на других столбах растянута кожа – это доска. Там висит еще портрет короля и карта Камбоджи. А на улице стоит очередной столб, к которому привязана железная болванка. Когда в нее звонят, дети понимают, что пора учиться. И все дети деревни разных возрастов учатся в одном классе.

Местные люди не корыстны: например, если ребенка в какой-то деревне угостить шоколадом, он примет это как должное, попробует – хм, вкусно! И тут же поделится со своими друзьями. И не будет обращать на тебя внимания, рассыпаться в благодарностях, считая: «Раз ты подарил мне шоколадку, значит, тебе это было надо».

Или вот как–то мы с компанией друзей передвигаясь по джунглям, остановились в деревеньке для ночевки, в которой по программе ЮНЕСКО была установлена колонка для воды, но она не работала. Настолько народ там дикий, что сами они починить колонку не могут. А мы приехали – нам нужно попить, умыться – ну, мы быстро ее починили. Мы-то думали, сейчас к нам придут с почестями и дарами, закатят пир и приведут своих лучших девственниц (смеется), ан нет – пришел старейшина, поклонился, развернулся и ушел. В принципе, нам не особо были нужны почести – мы же починили колонку для своей выгоды, но сам факт впечатлил.

Что меня в местных удивляет, так это их чистоплотность. Кхмер может иметь две рубашки, у которых уже манжеты и воротник до дыр протерлись, но рубашки будут выглажены, без единого пятнышка. Они даже тебе могут сделать замечание о том, что ты два дня в одной футболке ходишь. Они не шмоточники, но очень опрятны. Они покупают какую-то вещь и долго и аккуратно носят. Я как-то одному своему работнику подарил рубашку за 30 долларов, так он теперь радостно ее надевает, но только по праздникам.

У камбоджийцев очень интересные народные танцы – я их иронично называю огненные или зажигательные – это красивые движения, но очень медленные. Если танцуют профессионалы, то это очень интересное зрелище. В профессиональные танцоры детей отбирают лет с 10-ти со всех деревень.

Очень жаль, что в нашей стране люди забывают народные традиции, о своих корнях нужно помнить: наши дети с большей охоткой учат негритянские танцы, хип-хоп и прочее, совсем не интересуясь народными. Люди без прошлого не имеют будущего. Если мы забыли о своих предках, значит и нас забудут. Традиции нужно уважать.

А там люди живут кланово, чтят свои традиции, хотя и не выставляют их напоказ. Например, если ты женишься на кхмерке, то ты присоединяешься к клану жены, так что если что-то случится, то весь клан пойдет мне на помощь. Случаются забавные случаи, когда полиция ловит преступника, а весь клан идет за него просить:

— Ну, пожалуйста, отпустите его, он больше так не будет, мы его возьмем на поруки.

— Ну ладно, забирайте. Но в следующий раз…

Конечно, туристы, приезжающие в Камбоджу, видят только верхний слой быта местных жителей, они не могут понять всего происходящего, для них все выглядит очень радужно.

Равнодушных нет

Мы как-то с друзьями сидели и размышляли: вот почему именно Камбоджа?

И пришли к тому, что здесь очень комфортно: никто ничего не навязывает тебе, ты здесь сам по себе и это прекрасно.

Я знаю нескольких пилигримов-путешественников, которые объездили весь свет и выбрали себе основным пристанищем Камбоджу. И каждый пилигрим, оставшийся в Камбодже, находит здесь что-то свое.

Я сначала не понимал: я тоже много где бывал. В Камбодже нет такого буйства красок, как, например, на Бали, нет мегаприветливых людей, как там, которые, стараются к тебе очень хорошо относиться, поскольку берегут свою карму.

Или же в Доминикане, скажем, такие яркие краски, что на третий день пребывания там от резкой синевы, от белого песка, режущего глаз, хочется сбежать. Это как если на экране телевизора прибавить яркость до предела, то через какое-то время станет тяжело смотреть. Наш глаз к такому не привык, вот там люди начинают пить, чтоб глаза замылить (смеется).

Приезжая в Египет, ты отделаться не можешь от навязчивых продавцов, которые тебя за руки хватают: купи бусы, залезь на верблюда и т. д.

В Камбодже красота природы спокойная, поэтому здесь глаз наслаждается гармонией. А жизнь течет сама по себе, все идет своим чередом, кхмеры вроде бы материалисты, но они не занимаются исключительно зарабатыванием денег, все радуются своей жизни.

И еще здесь самый теплый океан. Можно провести в воде 2-3 часа без переохлаждения, а у берега – ощущение горячей ванны: ложишься на берег и думаешь – жизнь удалась!..

Мой другой друг-москвич, топ-менеджер большой фирмы, когда так лежал, сказал:

— Господи, чего же я такого хорошего сделал в жизни, что ты мне позволяешь вот так лежать и блаженствовать?

Когда я приезжаю в свой гестхаус – ощущение, что я приезжаю домой. В предыдущий мой приезд, когда я прибыл в 4 часа утра, меня ждали все – бармены, управляющие, помощники кухни – это так приятно. Это правда, как семья, все радовались по-настоящему, это все неподдельно, это все искренне – такая энергетика! Им не надо дружить с тобой за деньги или для статуса, они просто дружат с тобой. И когда приезжают к нам люди из разных стран, а потом говорят спасибо за отдых – это высшая награда!

К нам заезжал австралийский писатель. Какой – не знаю, я, к сожалению, книг читаю мало, мне кажется, что не имеет смысла погружаться в чтение, когда вокруг столько всего интересного, может я и не прав, но суть не в этом. Как потом выяснилось, писатель планировал остановиться у нас всего на 3 дня — у него были билеты во Вьетнам. Так он сдал их и прожил у нас почти месяц! Каждое утро он выходил, завтракал, потом удалялся к себе, судя по всему, творить, а потом приходил в бар и выпивал свои ежевечерние 20 кружек пива. Да будет вам известно, самая пьющая нация – австралийцы, столько не пьет никто – ни финны, ни американцы. Впрочем, и пиво там вкуснейшее. Даже немцы хвалят это пиво. Видимо, от воды на производстве это зависит. Камбоджа – настолько бедная страна, что у нее нет денег на химию, чтобы воду заново очищать, видимо, в этом секрет (смеется).

Я заметил: тебе либо не нравится Камбоджа, либо ты в нее влюбляешься. Равнодушных нет.

Секс-туризм.

Если сравнить с тайландской Патайей, то в Камбодже секс-туризма нет. А вообще это удел любого туристического места: есть спрос – есть предложение. Но тут нет навязчивости, жрицы любви сидят себе где-то тихонько, за руки не хватают, не цепляют. Все очень спокойно.

Про бекпекеров и прелести экотуризма

Когда меня спрашивают – что с собой брать, я отвечаю – не берите ничего, даже тапочки и шорты, все можно купить на месте и дешево. Можно взять только компьютер и зубную пасту. Да даже зубную пасту не берите. За 3 доллара на месте можно купить тапочки, за 10 долларов шорты, пару футболок за 2 доллара – и меняй их, сдавай в прачечную. На бренды тут никто не обращает внимания.

Если исключить проживание в пафосном пятизвездочном отеле, то если ты сможешь потратить 30 долларов в день на двоих, то ты – мот и транжира, потому что я не знаю, на что можно их потратить. Хотя, наверное, если пить кофе за 5 евро, вместо обычных 75 центов, или жить в самом дорогом отеле и питаться там рафинированной отельной кухней…

Но тогда какой смысл приезжать в экзотическую страну, если ты живешь в обычном стандартном европейском отеле? Зачем ехать из Европы в Европу? Во всех отелях сервис – одинаковый, что ты себе можешь открыть в этом? Лети тогда в Турцию и Египет, живи в пятизвездочном отеле с опцией all inclusiv и «тагиль» там себе на здоровье. А вот когда ты приехал с рюкзачком, где у тебя компьютер и телефон, как единственная связь с внешним миром, ты сошел с трапа самолета и вот ты сам себе принадлежишь и ни от кого не зависишь, ты – свободен!

В этом есть особый кайф – стать местным жителем, жить по их уровню, ты погружаешься в их атмосферу жизни, ты полноценный член общества, а не инородное тело, огороженное забором отеля, в котором все оплачено, и ты не можешь уйти, пока все не сожрешь по максимуму.

Это называется экотуризм, а люди, предпочитающие подобный вид путешествий – бекпекры (от англ. backpack – рюкзак). И они ездят в другие страны не для того, чтоб поджариться на солнце, а окунуться в атмосферу, пожить, поесть, подышать другим воздухом.

Бэкпекеры – путешественники, им не нужен пафос, статус – чем комфортнее ты одет, тем ты лучше себя чувствуешь. Они уже дошли до того уровня, что понимают – тебе не нужны всякие «Дольче и Габбана» или «Армани» с «Кавалли», все это – чешуя, она сковывает. «Выпендреж» друг перед другом, любовь за большие деньги, дружба за дачу или за то, что у тебя крутой папа – это все неискренне, это фальшивка. Человека надо любить за какие-то душевные качества, за то, что он добрый, мудрый или заботливый, за то, что он вот такой, какой есть.

Есть такой фильм «99 франков», который четко показывает людям, что они – всего лишь жертвы рекламы. Если глубоко копнуть, то ты интересен государству до тех пор, пока ты рожаешь детей, платишь налоги и потребляешь. Как только ты перестаешь это делать – ты не нужен. И ты не принадлежишь сам себе: ты должен потреблять, чтобы чувствовать себя счастливым, поскольку тебе внушают, что, только потребляя, ты будешь счастлив, а в реальности – чем больше ты потребляешь, тем больше пойдет налогов в казну. Покупая машину, ты платишь налог, продавая машину – ты платишь налог, транспортный, подоходный и прочее… А ты всего лишь хочешь ездить…

Многие люди за этим и ездят в Камбоджу: в футболке за 2 доллара тебе не страшно испачкаться, порвать ее, бродя по джунглям, катаясь на квадроцикле… Ты – свободен, ты путешественник.

Беседовала Гюна СМЫКАЛОВА

Share This:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *