Кто такие маркетологи и стоит ли становиться одним из них?
Маркетинг – больше творчество или наука? На что может рассчитывать новичок? Чем занималось множество маркетологов сегодня?
Разобраться поможет Петр Манько — директор по маркетингу и руководитель исследовательских проектов компании Infowave (http://www.infowave.ru/).
[По разным оценкам в России готовится в год от 2 до 5 тысяч маркетологов в год. В Санкт-Петербурге на 154 вакансии нашлось 230 резюме.]
Я в маркетинге с 2000 года. До этого работал в лаборатории управления проектами при кафедре маркетинга и управления проектами в ИНЖЕКОНе.
Почему именно маркетинг? Здесь всегда интересно: новые задачи, уникальные проекты. Вместо рутины – сплошное поле для творчества. Возможность создавать и развиваться. Ведь потребности потребителей очень быстро меняются, соответственно, меняется и специфика работы – новые инструменты, новые подходы, методы. Двадцать лет назад такого направления, как интернет-маркетинг, не было. Сейчас есть.
Творческую работу любить легко. Кто не любит работу, тот её бросает. Делает её скучно. Вот полюбить работу кассира было бы сложно.
Ежедневный труд зависит от предприятия и специализации. Аналитики заняты сбором и анализом информации в соответствие с заданием. Менеджеры по рекламе – разработкой рекламных кампаний, акций, управление их бюджетом. Специалисты по исследованиям – разработкой и проведением исследовательских проектов: изучение потребителя, трендов, конкурентов и многое другое.
Маркетинг может быть рутинным, если руководство предприятия воспринимает его как придаток, так и очень интересным, творческим и важным для прибыли компании делом (примером рутинного маркетинга может быть ежедневный мониторинг цен на продукты конкурентов, анализ удовлетворенности, прим. авт.).
Я бы советовал идти в фирму, где маркетинг правильно воспринимается и руководством компании и отделом продаж. Где он предлагает идеи, а отдел продаж их реализует. В первую очередь, можно порекомендовать крупную западную компанию, занимающуюся продажей FMCG (товарами повседневного спроса) или исследованиями. Компанию лучше выбирать именно крупную, там могут ждать разные задачи, но в целом интересность работы зависит от восприятия руководством маркетинга.
Мой рабочий день состоит из переговоров с заказчиками по текущим проектам, внутренних рабочих совещаний по проектам. Не связанная с руководством коллективом часть работы – анализ информации, поиск новых идей, проектов. В целом, можно поделить все на новые и текущие проекты.
Новичок может стать ассистентом маркетолога, у нас, например, есть такая вакансия. Новичку доверят только узкие и конкретные вопросы. Собрать вторичную информацию (у каждого проекта есть кабинетный этап, когда собираются уже готовые исследования, готовая информация), сделать подборку публикаций. Набрать базу данных – например, опросить предприятия мясной отрасли.
Образование нужно – базовое и дополнительное. Постоянно читать форумы, обзоры. А вот в качестве базового – очное высшее. Даже ассистентом берут после третьего курса, как правило. Вышка дает определенную базу, бекграунд. Без неё не понять даже терминов. Я не верю в молодого человека, который вечером после рабочего дня будет читать учебник Котлера.
В плане образования есть исключения. Маркетинг в сфере B2B (бизнес для бизнеса), например, в области медицины, сложных технических и промышленных продуктов. Тут первое образование лучше иметь по профилю. Но второе маркетинговое все равно понадобится. Также много людей приходят в маркетинг с экономическим образованием.
В первую очередь важны не качества личности, а умения. Умение сосредоточиться, искать правильные решения, быстро схватывать информацию, делать работу внимательно. Креативность на втором месте. Два полюса в маркетинге – скрупулезность и творчество — воплощают аналитик и креативный директор. Исследования где-то на экваторе. В количественных исследованиях больше важна статистика, математика, в качественных – творчество и фантазия, основанные на базовых знаниях предмета. Исследований примерно поровну, действительно хорошее качественное исследование, как правило, переходит в количественное.
Зарплата новичка — 20 -25 тысяч рублей. При хорошем раскладе и фантастической удаче – 50 тысяч, но вряд ли больше 30. Специалист с опытом 3-4 года зарабатывает 25 – 100 тысяч. В среднем 30 – 60 тысяч.
Не все стремятся стать руководителями и не всем это нужно. Например, узкий специалист по изучению потребителей. Кем он будет руководить? Только в очень крупной компании может оказаться соответствующий отдел. В Петербурге потолок для такого специалиста – около 120 тыс. рублей, в Москве – около 150. С другой стороны, можно быть хорошим руководителем и посредственным специалистом. От руководителя требуется вдохновлять команду, организовывать её работу.
Есть и другая точка зрения. Одна из первых ассоциаций, связанных с маркетингом, – сцена из «99 франков» Ф. Бегбедера, в которой главный герой — рекламист Октав Паранго продаёт рекламу внушительному директору по маркетингу. Легкий с юмором ролик Октава оказывается не нужен. Разбивается вдребезги о суровые банальности жизни, такие как несколько тысяч тонн продукции на складе. Работа маркетолога интересна и изменчива, но творчество в ней – инструмент достижения прагматичных целей.
Беседовал Роман ЖИВОТОВСКИЙ