Как «ВФокусе» зубров спасал
Редакция журнала «ВФокусе» выясняла, так ли ужасно обстоят дела в Токсовском зубрятнике.
Уже не раз в Интернете публиковали душераздирающие посты об ужасном содержании последних зубробизонов в Токсовском заповеднике (Ленинградская область).
Исторически зубры обитали в южной, западной и северо-восточной частях Европы, в то время как родиной бизонов являлась Северная Америка. К XX веку зубры были полностью истреблены в дикой природе и обитали лишь в нескольких европейских зоопарках (всего 54 особи: 29 самцов и 25 самок). Тогда государства взяли курс на возрождение редкого и столь прекрасного вида.
По информации из сети, заповедник был основан в 1974 году, куда из Ленинградского зоопарка переехал бизон по имени Малыш. А через год у него появилась подруга – зубр Лира. Целью создания парка (называемого сегодня «Зубрятник») было сохранение вымирающего вида зубров, что получило свое начало в 1976 году, когда на свет появился первый зубробизон Лима. На сегодняшний день в парке живут 4 зубробизона (2 мальчика и 2 девочки).
Решив помочь бедным животным, наша неравнодушная команда начала искать всевозможную информацию о реальном положении дел, планировать свои действия и искать нужные телефоны. Но так как информация была слишком противоречивая, решили сначала съездить и самим на месте посмотреть, что да как.
И вот, одним прекрасным субботним утром группа любителей животных выехала с Финляндского вокзала в северо-восточном направлении. И они еще не знали, что 50-минутная поездка в новом теплом комфортабельном вагоне далеко не все путешествие. Сильные в своих намерениях докопаться до правды, ребята пешком проделали 4-километровый путь по заснеженным обочинам шоссе и занесенным снегом лесным тропинкам. Многим эта дорога давалась с каждым шагом все труднее, но воля была сильней.
Наконец добравшись до пункта назначения, естественно, первым делом стали кормить парнокопытных. К сведению, зубры очень любят яблоки и морковку, но не сильно жалуют капусту, которой у нас осталось два качана. Начав свое расследование, первым делом поговорили с местными посетителями. По их рассказам животные вовсе не голодают, их постоянно кормят люди и не только летом, а круглый год. Место пользуется большой популярностью: здесь и прогулки на лошадях, и прокат квадроциклов, и мини-зоопарк для детей. В общем, желающих провести здесь время хоть отбавляй. И все благодаря четырем оставшимся животным, которые не оставляют никого равнодушными, стимулируя приезжать сюда вновь и вновь и справляться об их состоянии.
Работники близлежащих заведений, которые получают немалую выгоду от зубропитомника, рассказали, что за животными уже много лет ухаживает одна бабушка, раньше работавшая в Токсовском лесхозе, но сейчас, передав свой пост, продолжает ежедневно навещать быков.
Дом бабушки Ани – самый первый от дороги. Старенький забор, небольшой двор. Не сразу и поймешь, есть ли кто дома. Отсутствие злого цепного пса добавило нам уверенности, и мы прошли к дому. Боялись, что бабушка испугается и не захочет открывать двери компании незнакомых людей. Но она оказалась радушной и охотно поведала нам многолетнюю историю зубробизонов.
Бабушка Аня несколько рассердилась, в очередной раз услышав про то, что пишут в Интернете: самая жуткая байка повествует о том, что во время бури несколько лет назад забор питомника был разрушен, и 10 зубров ушли, и так их никто и не нашел (моя подруга рассказывала, что им об этом даже в университете рассказывали). А бабушка говорит, что никакой бури не было, семеро бычков осталось, да вот только драться любят..
— Сколько лет бизонам?
— Дашка самая старшая – ей 17 лет. Живут и по 30 и больше. Но наши по 30 не живут – наши по 9-10 лет живут.
— То есть взрослые уже, много прожили?
— Взрослые, в самом соку. Ребятам (Мише и Августину — прим. автора) по 11 лет обоим исполнилось. Вторая девочка Октавия, ей 6 лет в мае месяце исполнилось. А ребята молодые… Вот куда бизоны деваются? Три быка было, эти вот два младших на старшего наперли, бок проткнули, ногу проткнули – труп. Вот. Эти вот два остались, в 2001 году родились, а в 2009 задумали силой мериться. Надо одному хозяином быть, а их два. Ну вот два брата сошлись, но потом разошлись. Крепко они тут махались, фотографировали их. На 1,5 месяца Августин младше Мишки-то, Мишка в День Независимости родился, 12 июня, а этот 5 августа. Он помоложе, а Мише накостылял. Миша остался побежденным, а Августин – победитель. Раз он победил, значит он с бабами спит (смеется). Миша в стороне. Никакие они не старые. Надо менять кровь, свежую кровь привезут, опять бизончики пойдут.
— А есть еще много бизонов такого вида, как они?
— Говорили, что в четырех местах только есть. На Кавказе, еще где-то (запамятовала) и у нас. Всего в четырех местах.
— Если перемешать их, то начнут размножаться, или уже поздно?
— Нет, не поздно. Кровь менять надо.
— То есть они понимают, что они братья и сестры, и друг на друга не смотрят?
— Да. Вот Октавия гуляет, а мужики на нее не глядят, мужики драку сочиняют. Надо девку уважить, а они бум-бум-бум, только рога свистят у них. Им некогда за девками ходить. В начальство выбиваются. Такие фокусы…
— Управление лесхоза не пробует других зубров привезти или поменяться парой зубров?
— Ну, солнышко, в прошлом году еще, по-моему, говорили, что завезут…
— Ну да, времени мало осталось, как я понимаю.
— Да-да… (увидев мой диктофон) А ты, небось, успеваешь там что-то записывать? Потом опять понапишут…
— Нет-нет. Мы специально решили сами приехать, потому что в Интернете написано много и очень неоднозначно.
— Сена вон полный сарай большой. И комбикорма. Сделали такие сусеки, все забито. Сначала досками, а потом железом все оббито, чтобы крысы не завелись. Комбикорма есть, капусту, морковку привозят.
— Это хорошо. То есть зимой они голодать не будут?
— Нет, не будут. Раньше так же кормили. Старый директор был, так комбикорма, сено, комбикорма, сено… Не разрешал даже хлебом кормить. А мы упрашивали: они сухари хорошо едят. Нам насушат, сухари везут (смеется).
— А много людей приезжает, проносят овощи?
— Все, кто бы не ехал, все везут. Так и живем, ребятки, все хорошо, не расстраивайтесь.
— Вы действительно успокоили, потому что переживали.
— (про забор) Сами ведь люди рвут. Приходят, раз, порвут, хлебушка тебе и все, вот, бизонов кормили. А тут сказали, что сетку надо заштопать. Так сам директор приезжал, дня три, наверное, тому назад, сам зашивал.
— Директор лесхоза?
— Да.
— А как зовут директора лесхоза?
— Боровой Петр Петрович, а зам у него – Юрий Петрович.
— Это здорово, конечно, радует. Спасибо Вам большое за информацию.
— Что знала, то рассказала. Заходите в гости.
Токсовский зубрятник находится на попечении местного лесхоза. Администрация не оставляет без внимания животных, на их содержание тратятся немалые деньги. Так что, все хорошо у бизонов, мы были заверены в их безопасности, сытости и благополучии. Но это не мешает приезжать к ним с вкусностями: они большие и прожорливые.
Оксана НИКОЛЕНКО
Валерия ГОЛУБЕВА
Роман ЖИВОТОВСКИЙ
Алена СКВОРЦОВА