ЖИЗНЬ — ЕСТЬ КРОВЬ!
Жизнь — есть кровь… (с)
«Дракула» Брэма Стокера»
О донорстве из первых рук. Именно их кровь спасет, если собьет машина или ранит бандит. Зачем им это и просто ли быть донором в России?
Кровь – источник жизни человеческого организма, она выполняет множество функций. К сожалению, динамика современной жизни приводит к тому, что ежедневно миллионы людей нуждаются в переливании крови, и на это существует множество причин: несчастные случаи, операции, болезни. Медицина бьётся в попытках изобрести искусственную кровь (особенно активно данные исследования начались после 2000 г.), но современные искусственные аналоги биологической крови – токсичны и дорогостоящи. Поэтому единственно надёжным источником крови по-прежнему остаются доноры!
Новогодние каникулы – время спада донорской активности, но кровь нужна всегда, а в период длительных праздников – особенно.
Евгений Скребков, 29 лет, г. Санкт-Петербург
Евгений – помощник машиниста электропоезда и Почётный донор России! Впервые стал донором в 2005 г. по совету друга. По словам Евгения: «Помогать нуждающимся – дело чести! Во время первой сдачи крови было, конечно, не по себе, но потом всё пошло, как по маслу, и стало неотъемлемой частью жизни».
За минувшие семь лет молодой человек сдал кровь 44 раза, за что в этом году ему присвоили звание Почётного донора России. Нагрудный знак «Почётный донор России» вручается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации людям, сдавшим кровь более 40 раз или плазму более 60 раз.
Данное звание даёт не только уважение, но и определённые привилегии. «Конечно, донорство крови – дело очень прибыльное!
А Почётным донорам каждый месяц выплачивают пенсию в размере 800 рублей! Так недолго и в список журнала «Forbes» войти! — (смеется). А при выходе на пенсию Почётный донор приравнивается к Ветерану труда! А если серьёзно, то делается это не из-за денег и не из-за льгот. Однажды мой друг спросил: «Почему ты не сдаёшь кровь? Ведь в мире столько людей, которым срочно нужна помощь!». Меня это тронуло, и я стал донором. Даже опередил друга и получил значок быстрее, хотя совсем не стремился к этому. Все необходимые документы для присвоения звания Почётного донора собрала станция переливания крови и вручила мне значок без всяких церемоний».
Евгений Суханов, 23 года, г. Иваново
Евгений по образованию врач, сейчас получает специализацию по травматологии и является кандидатом в Почётные доноры! Он сдал плазму 60 раз и в данный момент пакет документов отправлен станцией переливания крови на рассмотрение в Москву.
Первый раз молодой человек сдал кровь за компанию в 2007 г. в День донора, который проводился в институте. Процедуру Евгений перенёс очень легко, поэтому решил стать регулярным донором. После нескольких кровоотдач трансфузиолог на станции предложил сдавать плазму. «Плазмоотдачу я переносил ещё легче, даже мог в этот же день вечером пойти в спортзал. К сожалению, близкие не поддерживают меня и к донорству относятся отрицательно. Большинство знакомых вообще не понимают, зачем я это делаю. Среди сокурсников есть и те, кто регулярно сдают кровь, и те, кто смотрят на нас, как на дураков. Начальство и большинство коллег относятся с осуждением, так как пока я сдаю кровь, мою работу приходится выполнять другим, и общественная польза в этом случае никого уже не интересует. Очень многие люди живут по принципу «моя хата с краю», и пока лично их беда не коснется, вряд ли задумаются об этом. Хотя в систематической кровоотдаче есть значительная польза для самого донора. Прежде всего, это тренировка для организма, к тому же – регулярный контроль здоровья: проверка на инфекции, регулярный общий анализ крови с лейкоцитарной формулой, ежегодный осмотр терапевта и ЭКГ. У меня один раз анализы были неидеальные, поэтому дали отвод, и пришлось подлечиться. Если бы не был донором, я бы не узнал о проблемах со здоровьем, и это могло бы иметь серьёзные последствия».
Михаил Овсянкин, 31 год, г. Сургут
Михаил – инженер, живёт и работает в г. Сургут, имеет опыт сдачи крови в России и Германии. Первый раз стал донором, когда одному ребёнку срочно понадобилось переливание и в организации, где трудится Михаил, централизовано собирали заявки от всех желающих.
«Непосредственный процесс забора крови довольно скучный: нужно просто сидеть и ждать. Самое страшное — это момент «втыкания» и «вытыкания» иголки, которая, надо заметить, довольно толстая! В первый раз до конца я не досидел, у меня закружилась голова, и я попросил нашатырь. Забор тут же прекратили — набралось чуть больше половины пакета. Через год мне позвонили со станции переливания и сказали, что им нужна кровь моей группы и можно пройти без очереди. Это и было основной причиной того, почему я пошёл сдавать кровь во второй раз. Было проще, так как я знал, чего ожидать, поэтому положенные 450 мл крови нацедились без обмороков и головокружений».
Этой осенью Михаил был в Мюнстере (Германия) в командировке. В свободный день он бродил по запутанным улочкам маленького городка и набрёл на место, где у стойки «Красного креста» (Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца – благотворительная организация. – прим. ред.) стояли волонтёры.
«Я подошел к одному из волонтёров и на английском (поскольку немецкий мой очень плох), сказал, что хочу пожертвовать немного своей крови. Он очень обрадовался, вручил мне фирменную ручку и проводил в соседнее здание. Пункт сдачи крови представлял собой большой зал, при входе в который находится стойка регистратуры, у правой стены стоят два холодильника с напитками, в левом конце зала стоят кресла с людьми, сдающими кровь, напротив места для отдыха тех, кто уже сдал кровь. В центре находится кабинет терапевта. Волонтер передал меня с рук на руки в регистратуру, где со мной поздоровались и сказали, что для сдачи крови необходимо заполнить анкету. Никаких проблем с анкетой не возникло, при всём при том, что я — «нихт ферштейн» по-немецки.
В анкете нужно было ответить на стандартные вопросы о состоянии здоровья, а потом пройти осмотр у терапевта. У врача с английским было похуже, поэтому у меня иногда вырывались междометия на русском, когда я на смеси английского и немецкого с жутким акцентом пытался ей ответить. Она решила надо мной не издеваться и предложила продолжить разговор по-русски. Оказалось, она 10 лет как уехала из России.
В Германии норма сдачи крови – 500 мл, что несколько больше, чем в России. Перед сдачей обязательно нужно выпить не менее полулитра жидкости, а пить можно всё, что было в холодильнике. Кстати, кроме простой минералки, там была кока-кола, спрайт и ещё что-то подобное. Я сдал кровь из пальца и, в ожидании своей очереди, восполнял недостаток жидкости в организме. Кроме меня, там были подростки лет 17, которые пили лимонад, не останавливаясь. Думаю, это у них такой способ задарма попить всяких разностей.
Донорские кресла устроены таким образом, что ноги оказываются приподняты, а специальный пакет для крови устанавливается на неком механизме, который покачивается из стороны в сторону и контролирует приток крови. Весь процесс занял чуть больше времени, чем у нас в России. После окончания процедуры, меня попросили 20 минут посидеть, принесли ещё минералки и дали купон на бесплатный обед в соседней пиццерии, а также фирменный блокнот донора.
Если сравнить сдачу крови в России и в Германии, то я бы выделил отсутствие у них очередей, и доброжелательный персонал (у нас, конечно, никто не рычит, но там как-то всё искреннее), то, что тебя адекватно готовят к сдаче крови и помогают избежать негативных последствий. В целом, всё то же самое, только там удобнее и приятнее. У них — ты жертвуешь, и им это нужно, а у нас — ты продаешь и это нужно тебе».
Стать донором крови – просто! Это касается КАЖДОГО из нас!
Узнать подробнее о том, как стать донором, можно здесь — http://yadonor.ru
Беседовала Валерия ГОЛУБЕВА