Аниматоры – это актёры, которых никто не видит.

Знаете ли вы, что Санкт-Петербург – это современная столица анимации? Этим званием наш город обязан студии компьютерной анимации «Петербург», создавшей известный мультсериал «Смешарики», и студии анимационного кино «Мельница», выпускающей полнометражные мультипликационные фильмы и сериалы. Среди них – успешные проекты о приключениях трёх русских богатырей, история незадачливого Ивана Царевича, полюбившийся малышам Лунтик и его друзья, а также многие другие.

«ВФокусе» расскажет об этапах создания мультфильма и о нелёгком труде аниматоров.

Создание мультфильма – долгий и трудоёмкий процесс. Он начинается с написания сценария, который показывают продюсеру вместе с аниматиком (анимированный макет мультфильма, схематично прорисованный и не обладающий высокой художественной ценностью, но отражающий основную динамику сюжета). После согласования с продюсером, делается проработанный аниматик, так как черновой вариант представляет собой запутанную паутину линий, зачастую, понятную только режиссёру. Основная функция аниматика – донести до аниматора, какую же сцену, в конечном счёте, хочет получить режиссёр, и с какими особенностями будет вести себя герой в кадре, как реагировать на те или иные события.

Константин Феоктистов, режиссёр мультфильма «Три богатыря на дальних берегах».

«Мы стараемся сделать аниматик наиболее подробным и продуманным, чтобы облегчить работу аниматорам, — рассказывает Константин Феоктистов, режиссёр мультфильма «Три богатыря на дальних берегах». – У нас трудятся аниматоры с разным опытом работы и навыками, и при этом все они участвуют в процессе и могут создавать сцены с участием одного и того же персонажа. К сожалению, у нас нет возможности, как у Disney, чтобы одного персонажа от начала до конца вёл один аниматор. Для ускорения процесса герой кочует от одного аниматора к другому, от сцены к сцене. Поэтому чтобы сгладить неровности и чтобы на экране не было контраста между сценами разных аниматоров, мы создаём чётко продуманный и отрисованный аниматик. Он помогает в итоге получить мультфильм, который будет смотреться едино».

Затем «в игру вступают» художники-лейаутисты, они делают лейауты – отображение героев конкретной сцены на местности относительно друг друга. Это промежуточный этап между режиссёрским аниматиком и работой аниматора. Лейаут — это аниматик, где точно прорисовывается расстановка персонажей на местности, особенности и детали сцены. Весь аниматик делится на эпизоды, эпизоды на сцены. Лейаутисты берут из аниматика сцену и отрисовывают её так, как персонажи и окружение будут выглядеть на экране.

Рабочее место аниматора, рисующего на кальке.
Фото с официального сайта студии «Мельница» — http://melnitsa.com

Далее весь наработанный материал попадает к аниматорам, которые покадрово рисуют сцены (один кадр – один рисунок, одна секунда мультфильма – 25 кадров). Разные аниматоры используют для работы разные инструменты: кому-то удобнее работать на кальке, кто-то рисует на планшете.

Если сцена удалась, она отправляется на прорисовку, затем в неё добавляются тени (собственные и падающие) и заливка (цвет). После этого мультик монтируется, озвучивается, на него накладывается музыка и спецэффекты.

На студии «Мельница», в здании киностудии «Леннаучфильм», трудится более 200 человек, причём 85-90% из них женщины. Но нам удалось отыскать немногих представителей сильного пола – аниматоров Андрея Мышева и Геннадия Буто – и побеседовать с ними о нелёгкой жизни мультяшных создателей.

Креативные ребята-аниматоры Андрей Мышев (слева) и Геннадий Буто (справа).
«В споре рождается истина».

Как давно вы работаете на «Мельнице»?

Андрей: Мы вместе учились на курсах «Мельницы» с осени прошлого года, и потом начали работать, то есть вот уже почти 1,5 года. Люди попадают сюда разными путями, кто-то здесь уже 15 лет трудится — перешли со студии «Леннаучфильм», а кто-то совсем недавно пришел и ещё учится быть аниматором.

— Тогда рассказывайте, каким путём вы попали на «Мельницу»?

Андрей: Ой, у нас совершенно разные истории.

Геннадий: Я уже давно занимаюсь анимацией, и до «Мельницы» у меня было пять анимационных проектов. Родом я из Белоруссии. Закончил Академию искусств в г. Минск по специальности «промышленный дизайн». На последних курсах я стал понимать, что это не моё, и начал изучать анимацию, 3D-программы. Пришло осознание того, что видео, анимация, режиссура привлекают намного больше. Даже моя дипломная работа – презентация промышленного объекта – была полностью анимационная. После диплома я как фрилансер занимался созданием анимации, рекламы, музыкальных клипов, спецэффектов для кино. После 5-летней самостоятельной работы, я совершенно случайно узнал, что «Мельница» набирает на учебные курсы двухмерной анимации. А я мечтал освоить этот вид анимации, поэтому пришёл на «Мельницу», показал свой клип, в котором собрана нарезка моих работ в различных стилях и рисованная анимация, и компьютерная перекладка, телевизионная графика – титры, эффекты, в общем, много чего. Вот так и влился в «Мельничный» процесс.

[youtube width=»600″ height=»365″ video_id=»fp2rXtrN0vE&feature=share&list=UUWvgMeRhzPhXZtneBdIKFFA»]

Инсталляция «Трудолюбивый аниматор».

Андрей: А у меня путь совершенно иной. Я родился в республике Татарстан, в маленьком городе со смешным названием Тетюши. Закончил там школу (11 классов), и после этого сразу же сбежал в г. Казань, потому что меня очень угнетала застойная атмосфера маленького городка, очень хотелось из него вырваться. В Казани я поступил в Казанское художественное училище на факультет дизайна, отучился там 4 года. На втором курсе я понял, что вообще больше никогда не буду учиться, и дизайн меня совсем не привлекает. Изначально я хотел поступать на живопись, но меня уговорили поступать на дизайн, мол, это престижнее, востребованнее, тем более на живописном и дизайнерском отделении были одни и те же преподаватели. Параллельно я увлёкся граффити и анимацией, потому что это как раз то живое искусство, которое мне было нужно. После училища я много кем пытался работать: и художником, и скульптором, и дизайнером, а потом после поездки в Петербург понял, что больше не хочу жить в Казани и пора всё менять. Переехал в Петербург и устроился грузчиком в гипермаркет, потому что надо было срочно найти работу. Брезговать я не стал, так как было всего два варианта: либо устраиваться, куда есть возможность, либо возвращаться домой, а мне очень этого не хотелось. Однажды от знакомого узнал о том, что «Мельница» набирает учеников на курсы аниматоров. Для меня это стало откровением, что можно стать аниматором. Я никогда об этом всерьёз не задумывался, это казалось мне недостижимым волшебством, как будто этим занимаются какие-то особенные люди, боги, живущие на небесах, а я — простой смертный (смеётся). Пришёл на конкурс с диким восторгом, и так и живу с ним на протяжении этих полутора лет. Год спустя, когда поднакопился опыт, я перешёл на 3D-анимацию (мультсериалы «Приключения Лунтика и его друзей» и «Барбоскины» — прим. ред.).

— Как происходил набор на курсы? Вы присылали свои работы заранее или показывали портфолио отборочной комиссии?

Агитационный плакат для рабочих, объединившихся в профсоюз.
Автор Андрей Мышев.

Андрей: Да, надо было показать что-нибудь из работ, но так как я приехал из другого города, то у меня с собой ничего не было. Тем не менее, мне дали тестовое задание: «Нарисуешь, и тогда станет ясно, наш ты человек или нет».

— А какие задания были? Что нужно было нарисовать?

Андрей: Конечно, в задании был не классический академический рисунок. Первое задание, как отборочное из всех желающих, а было человек 200, — нарисовать 3-х Микки Маусов: первый поднимает тяжелую гирю, второй танцует чарльстон, а третий… не помню… Гена, что там было?

Геннадий: А я не делал эти задания. Я пришёл, показал свой ролик, комиссия посовещалась с режиссёром и меня взяли.

Light-вариант, в смысле – использование наработанного материала?

Геннадий: А как по-другому? Никакие дипломные корочки в данной профессии не помогут. Устраиваясь на работу, ты показываешь свое портфолио, свои наработки. Ведь можно не иметь ни высшего образования, ни школьного, вообще не знать языка, но покажешь свои непосредственные умения – дорога открыта.

— В общем, Андрей нарисовал Микки Маусов…

Андрей: Надо было не просто нарисовать, а показать, как Микки Маус поднимает тяжёлую гирю. Чтобы глядя на рисунок, зритель понимал, как тяжело мышонку. Далее комиссия смотрела и принимала решение, допускаешься ты к конкурсу или нет. Потом были даны задания на похожую тематику, но уже с местными персонажами, например, изобразить, как Иван идёт убитый горем или Иван влюбился и бежит по полю с цветочком. И меня взяли. А потом началась учёба… есть у нас тут большой учебный зал. Обучение проходило порядка двух месяцев.

Геннадий: Даже два с половиной. Где-то с начала сентября и до начала декабря. Первые свои сцены для работы мы взяли где-то в это время.

— А как проходили занятия?

Геннадий: Полный рабочий день, 8 часов.

Андрей: Заходит педагог, который назначается на этот день, вкратце описывает задание. Например, нарисовать маятник.

— И сидишь 8 часов рисуешь маятник?

Геннадий Буто

Геннадий: Для того, кто никогда не занимался анимацией, это очень трудно. Долго приходится ковыряться. Маятник – это базис анимации. Похожие простые задания: скачущий мячик, маятник с хвостиком, бревнышко, плывущее по воде. Кажется, что же сложного? А начинаешь рисовать – и далеко не всегда это сразу получается!

— Надо было раскадровку нарисовать или один рисунок?

Геннадий: Реальную анимацию: получается 100 рисунков для четырех секунд анимации. Мы рисуем в системе PAL, а там 25 кадров, а не 24, как в кино.

Андрей: Два с половиной месяца мы выполняли такие базовые упражнения, на которых основывается вся остальная анимация. Иногда у нас было задание под названием «весёлые картинки». Давался персонаж в конкретной ситуации, и надо было сделать один рисунок, но такой, чтобы всё было ясно и понятно по ситуации. Например, Юлий, едущий на велосипеде. (Юлий — конь-летописец из цикла мультфильмов о трёх богатырях – прим. ред.) Этих сюжетов вообще может не быть в фильме, а картинки нужны, чтобы раскрыть характер персонажа.

Геннадий: И все задания приходится отрабатывать на себе. У каждого аниматора на столе есть зеркало, чтобы можно было посмотреться и срисовать свои эмоции.

— А было такое, что кто-то курсы закончил, а их не взяли на работу?

Геннадий: Одна девушка дошла до последних заданий, но она делала всё очень медленно и отставала по программе, поэтому её отчислили. А другая девушка ушла через два месяца, потому что поняла, что анимация, это не неё. Те, кто не занимался анимацией, думают, что мультики – это весело, легко и забавно, а на самом деле это тяжёлый рутинный труд. Например, я делал сцену целый месяц, а на экране это заняло 2 секунды. Целый месяц жизни ради двух секунд! В анимации непозволительная роскошь, в отличие от игрового кино, — монтаж. В анимации монтаж заложен на этапе раскадровки, нельзя готовый отрисованный материал монтировать, это расточительство. Каждый кадрик – это колоссальная работа. Это очень трудоёмкое и дорогое удовольствие, и вырезать кусок готовой анимации – это то же самое, как чемодан денег выкинуть на улицу, а вместе с тем кусок жизни тех людей, которые потратили своё время на эту анимацию.

— На «Мельнице» за полтора года в каких проектах вам удалось поучаствовать?

Пупсень. Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей».

Геннадий: «Три богатыря на дальних берегах», «Иван Царевич и серый волк», «Крепость» и «Урфин Джюс» (Проекты в разработке – прим. ред.).

Андрей: «Три богатыря на дальних берегах», 3D-проекты «Барбоскины» и «Лунтик». Кстати, «Лунтик» недавно побил все рекорды по количеству просмотров…

Геннадий: Но дети не просят у тебя автограф, не узнают тебя… Не узнают в Андрее анимированного Пупсеня.

Андрей: Актёрам в кино проще, они сыграли в фильме и все их узнают, а аниматоров не знает никто, потому что мало кто дожидается титров. Аниматоры – это актёры, которых никто не видит, и, получается, не знает.

Геннадий: Бойцы невидимого анимационного фронта…

— А рисовали с детства? Кружки, художественная школа?

Геннадий: Я рисовал в детстве комиксы, делал анимацию на пластинке, но никогда не думал, что свяжу с этим свою жизнь. Задумался только уже, как говорил, на последних курсах учебы в ВУЗе, и первый свой мультфильм я сделал только лет через 5-6 после окончания Академии. Я даже не знал ничего толком об анимации.

Андрей Мышев

Андрей: Я рисовал сам и всегда, и от родителей мне на это был всегда зелёный свет. Но там где я жил, художественной школы как таковой не было, вернее она была, но по факту – это кружок для девочек, где они пили чай и рисовали цветочки. Это была не художественная школа, а продолжение детского сада, куда детей сплавляли, лишь бы они были при деле и не болтались по подъездам. Как раз в то время из Казани приехал Виктор Павлович Арапов, настоящий художник, который захотел расшевелить это болото. Он начал трясти дирекцию, чтобы создали нормальные условия для занятий, составил свою программу, чтобы реально готовить людей к поступлению. Но это было никому не нужно, поэтому идея усовершенствования провалилась. Я узнал, где он живет, пришёл к нему и попросился в ученики. Именно он меня познакомил с тем, что есть искусство. Виктор Павлович казался мне довольно странным человеком, он мог вести урок про живопись и вдруг начать читать стихи… Я привык общаться с ровесниками: дернуть за косичку или подраться с кем-нибудь, а тут – я прихожу к человеку, который читает стихи и рассказывает о прекрасных вещах. Для меня приоткрылся новый мир! Благодаря обучению у Виктора Павловича я поступил в художественное училище. А далее было то, о чём я уже рассказывал. Вот насмотрелся на взлёт Геннадия и размышляю о создании своего проекта, развиваюсь, читаю учебники по раскадровкам и написанию сценариев.

— Про взлёты можно поподробнее?

Annecy International Animation Film Festival – самый крупный международный фестиваль, «анимационные Канны», где собираются лучшие аниматоры со всего мира.

Геннадий: Я особо не взлетал, я уже был на высоте с самого детства (смеётся). С раннего детства рисовал, книжки писал, фильмы снимал, в общем, «творчествовал». Мой основной мультик и дебют в анимации «Lollipop/Леденец» — социальный ужастик. В прошлом году удачно стартовал мой клип для группы «Керри» на песню «Милая», с ним я ездил на Суздальский фестиваль (Ежегодный Открытый Российский фестиваль анимационного кино, проводится в г. Суздаль с 1996 г. – прим. ред.), где стал лауреатом в категории «Лучшая прикладная анимация».  Настоящим прорывом стало то, что летом 2012 г. этот клип попал на международный фестиваль в городе Анси (Франция) (Annecy International Animation Film Festival – самый крупный международный фестиваль, «анимационные Канны», где собираются лучшие аниматоры со всего мира. — прим. ред.). Удивительно, что мне представилась возможность, принять участие в этом фестивале, но никаких наград я не завоевал. После церемонии открытия каждый вечер устраивались барбекю-пати с крупнейшими студиями – Олимпом анимации Disney и Stuttgart Films (Германия), — где собирались аниматоры и общались. На церемонию закрытия пришли звёзды мировой анимации, к сожалению, их в лицо не знаешь. Незабываемое ощущение, когда осознаешь, что я, новичок, нахожусь в тусовке высшего света анимации.

— Возвращаясь к профессии, что самое главное для аниматора?

Геннадий: Самое первое и главное — это любить анимацию, иначе можно даже не пытаться заниматься ей. А второе – это терпение, очень большое терпение. Ну и как в любой профессии, необходимо постоянно развиваться, расти, узнавать новое.

Андрей: А мне кажется, что самое главное – это внимание и наблюдательность. Какое бы терпение у тебя ни было, но у тебя ничего не получается, если ты не смотришь по сторонам, не наблюдаешь, не подмечаешь нюансы. Всё, что отражается на бумаге — берётся из окружающего мира.

— А что самое трудное? Сильно устаёте в течение дня?

Во время работы больше всего устают глаза, шея и поясница.

Андрей: У нас не так же, как на сборке айфонов, встал с места — вылетел с работы (смеётся). Можно встать, отдохнуть, попить чай.

Геннадий: Хотя глаза и устают, когда рисуешь на кальке, но это не сравнится с компьютером, от него глаза устают сильнее! Я дома работаю на компьютере, а до «Мельницы» сутками работал на компьютере и возненавидел его так, что сейчас счастлив, что работаю на бумаге.

Андрей: К тому же во время работы часто бегаешь на согласование к режиссеру и в другие отделы, поэтому какая-никакая, а зарядка получается. Правда, иногда увлечешься сценой, долго не встаешь, вечером идешь домой, перед глазами эти Пупсели, Лунтики роятся. Хорошо, что по ночам не снятся. Но бывает, что что-то дома приходит и думаешь: «О, завтра приду на студию и сделаю так!».

— Какие есть перспективы развития?

Андрей: В реалиях нашей российской действительности, у анимации есть два пути: либо ты делаешь ненавистную всем рекламу, (ее не любит ни аниматор, ни зритель, но она – единственное, за что платят деньги), либо ты выкручиваешься, находишь время, деньги и создаешь свои проекты. Но нужно рассчитывать на то, что покупается и продается, это, увы, так.

Геннадий: В Европе существуют гранты, можно найти спонсоров, которые заинтересованы в данной области. А в России вариантов мало. Грант в очень редких случаях можно получить от Правительства, если предложишь проект на какую-то социальнозначимую тематику, но таких примеров единицы. Российской анимации тяжело.

— В завершение, анимация — это вообще прибыльное дело?

Андрей: На Disney, наверно, прибыльное.

Геннадий: Чтобы было прибыльно — надо идти в менеджеры по продажам (смеётся). Анимация — это больше для души, особенно на начальном этапе – готовься к финансовым сложностям, так как зарплата у аниматоров сдельная. Сколько нарисовал, столько и получил. Не бедствуем, конечно, но заработок зависит от очень многих факторов и личных приоритетов. Можно делать средненькую анимацию, халтуру, но быстро и хорошо заработать, но быть недовольным своей работой. Важно уметь балансировать, нужно всё время выбирать: либо больше денег, либо – морального удовлетворения от работы.

 

Беседовала Валерия ГОЛУБЕВА

«Lollipop» — социальный ужастик Геннадия Буто:

[youtube width=»600″ height=»365″ video_id=»SHR6IFxnbdE»]

Музыкальный клип группы «Керри» на композицию «Милая»:

[youtube width=»600″ height=»365″ video_id=»yjr_tjzQp3o&feature=share&list=UUWvgMeRhzPhXZtneBdIKFFA»]

Share This:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *