Прогулки по Иерусалиму. Часть первая — город Давида и его водопровод
Иерусалим, пожалуй, самый красивый город Израиля – аутентичный, исторически важный и загадочный. Ни один приезд моих гостей и родственников еще не обходился без посещения Иерусалима. Приехав в очередной такой раз в Старый город, я обратила внимание, что почему-то туристы, посещающие этот чудесный древний город, выбирают раз за разом одну и ту же скучную программу, что-то вроде «Город трех религий», иногда разбавляя ее поездкой в Вифлеем. Окей, есть паломники, у них своя миссия и речь сейчас не о них, я говорю о любознательных путешественниках. И вот толпы замученных непривычной жарой туристов плетутся гуськом из автобуса от Храма успения Богородицы, к Храмовой горе, к Храму гроба Господня и оттуда к Стене плача с обязательным предварительным посещением «дружественной» сувенирной лавки, где продавцы уже приспособились говорить по-русски, и через ресторан (читай — простую столовую). Экскурсовод заунывно что-то вещает про то, как обжигать свечки благодатным огнем и про бесчисленные войны, словно заезженная пластинка (не все, конечно, такие, но попадаются), а туристы скупают крестики и запасаются красными нитками. Неужели интересно раз за разом проходить привычным маршрутом, покупать свечки, пихать записку в уставшие от просьб камни Западной стены и считать «я был в Иерусалиме»? А ведь Иерусалим – это не только храмы, это и прошлое и настоящее, здесь жили и живут люди.
В общем, кто же, если не я – давайте расскажу, как можно разнообразить и запланировать свои прогулки по Иерусалиму, чтобы проникнуть в сущность города, понять его и почувствовать настоящую атмосферу Израиля. Посещению Иерусалима стоит отвести несколько дней, иначе выйдет пресловутый «город трех религий». Я люблю самостоятельно изучать все достопримечательности или с аудиогидом на родном языке, но Восток – дело тонкое, поэтому в Израиле порекомендую воспользоваться услугами гидов-экскурсоводов, особенно, если вы не знакомы с особым местным колоритным менталитетом и ивритом. А если вы уже бывали в Израиле не раз, или живете здесь – смело переходите к следующему абзацу. Впрочем, тех, кто впервые в Израиле и в Иерусалиме, от стандартных ознакомительных и паломнических экскурсий не отговариваю – в первый раз это даже интересно.
Предлагаю расширить кругозор восприятия Иерусалима и посмотреть на него сквозь вековую историю. Для этого стоит добавить в список must be and see нижеследующие достопримечательности и объекты, а так же расскажу про рыбный ресторан (с вкуснейшими морепродуктами, ну да, некошерный) и его историю, а так же про музей, куда стоит отправиться с детьми. Поскольку информации много, разделю свое повествование на главы.
Итак, оглавление:
- Археологический парк «город Давида» и древний подземный водопровод
- Иерусалимский археологический заповедник «Центр Дэвидсон»
- Выставка «Дотронуться до мгновения» в Еврейском квартале Старого города.
- Открытая для широкой публики смотровая площадка синагоги «А-Хурва»
- Аттракцион «Лифт времени» в квартале торгового комплекса «Мамила».
- Ресторан «Долфин ям».
- Музей науки им. Блюмфельда
Прежде, чем начну свой рассказ, хочу поблагодарить нашего гида – очаровательную Ольгу: активная, экспрессивная и, похоже, неутомимая, она провела нас по Старому городу, словно по своей квартире – настолько хорошо она все там знает. Всем туристам рекомендую: Ольга Баркон (+972-54-228-3730, e-mail: olgabarkon@hotmail.com). А теперь – вперед, в Иерусалим.
Глава первая. Город Давида
На мой взгляд, логично начать знакомство с Иерусалимом с понимания того, каким он был и каким стал. Для этого стоит отправиться в город Давида: это археологический парк на месте древнего города Иевус, позднее ставшего Иерусалимом. Расположен к югу от Храмовой горы. Почему город Давида? Потому что после завоевания города у иевусеев более 3000 лет назад именно по велению царя Давида город был отстроен заново с учетом революционных инженерных решений тех времен. Именно здесь зародился Иерусалим и началась история еврейского народа.
С высоты стен вокруг древних раскопок становится понятно, насколько глубок культурный слой – на десятки метров вниз устремляется взгляд. Раскопки в городе Давида проводятся с XIX века, среди находок — артефакты Медного, Бронзового и Железного веков. Оказывается, археология и современность находятся в неразрешимом споре насчет иерусалимских земель. Нет, религия и войны здесь ни причем – сложность всегда в том, чтобы решить – остановить раскопки и оставить на всеобщее обозрение то, что уже найдено, или продолжить разбирать камень за камнем, чтобы докопаться до периода постройки первого библейского храма. Иногда для этого приходится просить людей, живущих вблизи места археологических исследований, освободить их дома и переехать, и далеко не каждый готов отдать землю предков в пользу раскопок. Так что приходите, любуйтесь на руины, черепки, амфоры и разрушенные колонны – возможно, вскоре экспозиция под открытым небом разительно изменится.
Самое интересное – это проникнуть вглубь веков. Как? Например, спуститься по лестнице и пройтись по узкому подземному водопроводу, как по туннелю, полюбоваться на мудрость инженерных решений царя Давида.
Каждый посетитель сам выбирает по какому туннелю пройти – отправиться по подземному туннелю Хиязкиягу, водопроводу длиной 533 метра, который считается чудом древней инженерии, но для этого нужны фонарики и резиновые сапоги, или же пойти по сухому ханаанскому туннелю, где местами очень узко – клаустрофобам и беременным женщинам не рекомендую.
Водосборники-цистерны в скалах и выдолбленные колодцы устроены так, чтобы ни единая капля дождя не пропала даром. Жителям России с ее богатой природой не так легко понять, что значит жить в дефиците воды. А ведь вода нужна была не только для утоления жажды, но и для повседневных нужд – стирки, омовений, приготовления пищи, кормления скота и т.п. Единственным постоянным водным ресурсом возле Иерусалима был Геонский источник (библ. название, на иврите – Гихон) – он располагался у подножия города Давида. К источнику вел крутой спуск, который прорубили сквозь известняк изнутри городских стен, он приводил к высеченному в скале бассейну. Часть этого прохода была обнаружена британским исследователем Чарльзом Уорреном в 1867 г. (середина XIX века) и получила название Система шахты Уоррена. Эта находка положила начало исследованию и раскопкам Древнего Иерусалима.
Водопровод был так же местом спасения от завоевателей. Когда город находился в осаде (история Иерусалима состоит сплошь из осад и завоеваний), а все пути для доступа воды и еды перекрыты, повстанцы прятались в цистернах, там они были обеспечены водой и хитрыми лазами и могли оставаться незамеченными – неожиданно для нападавших совершали свои диверсии, после чего тихо скрывались в сумраке и прохладе тоннелей системы водоснабжения.
До сих пор в сухом туннеле местами скапливается вода и можно найти древние черепки, монеты или что-то еще интересное, единственное, это выносить с собой запрещено. У тоннеля есть узкие отрезки, где приходится протискиваться боком, где-то древние камни настолько скользкие от влаги, что приходится держаться за стены и следить за аккуратностью каждого шага, зато там прохладно и приятно дышать, после палящего зноя снаружи в летнее время. За смелость прохождения сквозь тоннель всех героев ждет награда – выход к Стене плача, только к ее «внутренней» подземной части. Камни там ровные, обтесанные и очень крупные, щели между ними как раз готовы принять вашу записку – стоящее зрелище!
Кстати, знаете ли вы о том, что Стена плача – это лишь часть Западной стены Храмовой горы? Ширина Стены плача составляет 60 метров, в то время как общая протяженность Западной стены — 488 метров. Большая часть стены не видна, поскольку к ней примыкает Мусульманский квартал (тот самый, где расположена главная мусульманская святыня — мечта Аль-Акса), который пользуется стеной как своей подпоркой. После победы в Шестидневной войне 1967-го года начались работы над подземным проходом вдоль всей Стены. Проход, официально открытый для посетителей в 1996 г., получил название туннеля Западной стены или туннеля Стены плача. Во время работ был найден самый большой камень, известный на сегодня в Израиле, весом свыше 560 тонн.
Национальный археологический парк «Город Давида» открыт для туристов каждый день, исключая субботу, с 08:00 до 19:00 в летний период, в зимний – до 17:00. Кстати, по пятницам парк «Город Давида» закрывается около 13:00 – сотрудники тоже должны успеть подготовиться к шабату. Рассчитывайте, что в парке и тоннелях вы проведете около 1,5 – 2 часа.
Как решить вопрос парковки:
- парковка возле Мусорных ворот;
- подземная многоэтажная парковка в торговом комплексе «Мамила».
Бывалые рекомендуют вовсе не тратить время на поиски свободного места возле Сионских ворот, чтобы оставить там машину.
Вот на всякий случай интересная интерактивная карта с указанием достопримечательностей, баров и в том числе парковок www.citypam.com.
В следующий раз расскажу о том, что собой представляет Иерусалимский археологический заповедник “Центр Дэвидсон”, а пока — смотрите фотографии и восхищайтесь творениями рук человеческих тех времен, когда не было ни больших знаний, ни инструментов.