«В колхоз на картошку!” Ой, то есть “В кибуц на черешню!”
Я давно уже слышала о том, что в Израиле есть так называемые колхозы –то есть кибуцы. Там люди живут вместе, работают в сельском хозяйстве на общее благо и поддерживают равенство в труде и потреблении, своеобразный островок социализма в капиталистической машине. Но дело не в политике, а в том, что в этих кибуцах разрешают за символическую плату приехать и полакомиться фруктами-ягодами вволю. У бабушки в саду я любила есть крыжовник, даже колючие ветки не пугали меня, и я смело продиралась сквозь них к заветным мохнатым коричнево-бордовым ягодам. Еще я любила малину, но малинник бабушка топтать не разрешала в одиночку. Можно было всегда обдирать соседскую вишню, не потому что чужое добро не жалко, а потому, что дерево высокое и до ягод так просто школьнице было не добраться. Это были чудные деньки беззаботного детства!..
Так вот, приехав в Израиль и узнав о кибуцах, отныне, видев на прилавках магазинных клубничные и черешневые развалы, я каждый раз разрабатывала план, как убедить мужа отправиться со мной в дальние дали, где на просторах кибуца текут клубничные реки сквозь черешневые берега, а он упорно работал и работал, и говорил, что нечего там делать, вот тебе деньги, купи в магазине, магазин от все равно ягоды из кибуцев привозит.
Я уже было почти убедила друзей, как тут мне попалось приглашение на экскурсию – некий “Вишневый Хроникус” при поддержке Муниципального управления абсорбции Тель Авива — Яффо и Министерства алии и интеграции: привезут-увезут на автобусе, заплатить нужно немного, к черешням доставят, да еще и экскурсию попутно проведут.
В общем, 9 июня для новых репатриантов и меня была проведена интерактивная экскурсия в Верхнюю Галилею под названием «Вишневый Хроникус». В программу вошли несколько остановок: деревня Амука, винодельня, где делают гранатовое вино марки Rimon, деревня Гуш Халав, традиционный пикник на природе и, собственно, сбор черешни.
Входной билет по стоимости зависел от твоего статуса: всего 50 шекелей для новых репатриантов-жителей Тель-Авива, для новых репатриантов-жителей других городов- 70, для старожилов- 100 (+ 25 шекелей за вход на территорию черешневой плантации для всех).
Перед выездом нам всем выдали памятку – запастись водой из расчета 2 литра на человека, взять с собой головной убор, крем от загара и что-нибудь поесть на общий стол. Так радостно мы в 8 утра выехали на север Израиля, в Верхнюю Галилею.
Вообще что такое “Хроникус” и почему он вишневый, я не сразу поняла. Оказалось, что проект “Хроникус” существует уже 6-й год, в его рамках регулярно проводятся экскурсии и встречи с деятелями культуры. Экскурсии и встречи проводятся на русском и на иврите. Экскурсовод Гали Бенин и организатор Надя Гринберг сначала были просто подругами, а потом создали такой вот слаженный творческий тандем. Девушки распределили обязанности: Гали – кладезь информации, а Надя – отличный организатор, при этом они вместе придумывают тему новых мероприятий. Задача “Хроникуса” – помочь всем репатриантам познакомится со страной, узнать ее с разных сторон настолько, чтоб она стала родным домом.
Гали БЕНИН: “Мы всегда стараемся находить максимально нетривиальные места, что-то необычное, что-то такое, куда новоприбывшие репатрианты самостоятельно вряд ли попадут и вряд ли об этом где-то услышат. Мы всегда стараемся соединить информацию и про природу, и про сионизм, и про историю нашей страны, но не только чтобы загрузить информацией, а показать, что есть и кайф, и есть другая жизнь. Мы ездили к арамеям, к бедуинам, в религиозные еврейские общины, чтобы познакомить с разными людьми и народностями, которые здесь живут. Очень важно снять все стереотипы о том, что религиозные – такие, арабы – сякие”.
Пару лет назад началось сотрудничество с Министерством алии и абсорбции, которое помогает репатриантам решать жизненно важные вопросам их абсорбции в Тель Авиве и Яффо, рассказывают о льготах, правах и обязанностях в муниципальных, государственных и общественных организациях –все это тяжело дается без помощи новым жителям страны, да еще и на незнакомом языке, не все репатрианты по приезду хорошо знают иврит и готовы на нем изъясняться. С такой проблемой столкнулось большинство рептриантов из алии 90-х, очень многие люди, приехавшие тогда, настолько были заняты проблемами выживания, что у них не было возможности узнать страну, да и не было тогда подобных организаций, помогающих узнать что-то большее, основным источником информации были репатрианты алии 70-х, которые смотрели на олимов 90-х свысока.
Надя ГРИНБЕРГ: “Получилось, что люди прожили здесь более 20 лет, но очень поверхностно знают Израиль, или только его туристические места – съездить в Иерусалим, на Мертвое море, сходить в поход, поиграть на гитаре и сделать пикник. А наша цель – связать людей с местом настолько, чтобы оно стало твоим. Когда мы создаем экскурсию, нам важно, чтобы были какие-то лирические отступления. Я связана с поэзией и театральной жизнью, поэтому привношу оттуда различные истории из жизни поэтов или деятелей культуры, а Гали делится историческими фактами. Также Гали великолепна в агрономии и во всем, что связано с ботаникой, она очень хорошо разбирается. У нас даже есть “Зеленый Хроникус”, в котором она рассказывает о флоре Тель-Авива – ты ходишь по этим улицам и даже не догадываешься о том, что там столько всего интересного. С ней и по пустыне ходить – одно удовольствие, после прогулки с Гали назвать пустыню мертвой невозможно. Я в стране проживаю уже 26 лет, но после прогулок с Гали я взглянула на Израиль совершенно иначе».
Как все прошло. Мы сначала собрались в назначенное время, опоздавших было даже мало, посчитались, познакомились и пустились в путь, на одной из заправок устроили завтрак и поехали себе дальше. Гали начала экскурсию и рассказывала про поселения темплеров (не путать с тамплиерами). И вот мы стали подниматься по горной обрывистой дороге, взору открывались удивительные просторы, а уши стало закладывать. В засаженных лесом горах расположилось местечко Амука, что недалеко от города Цфат, там находится могила Рабби Бен Узиеля. Ежегодно возле этой могилы можно встретить паломников, просящих у Творца, чтобы в заслугу этого праведника им был послан спутник жизни, дескать раз сам Йонатан Бен Узиэль не был женат, то его заслуги способны помочь в создании семьи.
На этом святом для иудеев месте каждый может попросить обо всем, что касается семьи и взаимопонимании между людьми. Считается, что когда Йонатан Бен Узиэль сидел и занимался Торой, то любая пролетавшая над ним птица сгорала, существует объяснение, что вокруг него собирались ангелы слушать, как он трактует Тору. Поэтому он “помогает” людям разогнать “птиц в голове”, то есть перестать витать в облаках и научиться слышать других людей. К могиле вход разделен на мужсой и женский. В женской части можно посидеть на большом деревянном, обитом бархатом кресле и молить о долгожданных детях.
После посещения могилы праведника нас, экскурсантов привезли на территорию винного завода Dalton, где производится израильское уникальное гранатовое вино. Для посетителей была организована мини-лекция и дегустация. Оказывается, для того, чтобы выбрать оптимальный типа гранатовых плодов для вина, гранатовые деревья прошли через множество селекций. Сейчас для вина используются плоды весом по 1,3-1,5 кг в среднем, они очень сочные и сладкие, а из косточек, остающихся после разделения сока и жмыха, производят гранатовое масло, как для пищевых, так и косметических целей. Есть даже особая линия косметики, основанная на этом масле, которая представлена в выставочном зале-магазине завода. Также здесь бутилируют полезный гранатовый сироп, который можно использовать как для создания витаминных напитков для укрепления иммунитета, так и для приготовления вкуснейших соусов к мясу. Большой ассортимент портвейна, вина и игристого привлек участников экскурсии к покупкам. Надо отметить, что продукция завода Dalton под торговой маркой Rimon получает множество наград и медалей на различных выставках.
Далее наш “Вишневый хроникус” отправился глубже на север. Чем примечательна деревня Гуш Халав? Это весьма древнее поселение, по данным археологических раскопок (1977 г.) относится к концу 3 тыс. до н. э. Когда-то Гуш-Халав был одним из процветающих городов, славящихся производством оливкового масла и шелка-сырца, который вывозился преимущественно в Тир. Евреи продолжали жить в Гуш-Халаве, по крайней мере, до 14 в., сейчас здесь 70% населения составляют марониты (арабы-христиане) и 30% — арабы-мусульмане. Речь идет о маронитском течении христианства, одном из самых распространенных на Ближнем Востоке, в основном, в Ливане. Раньше арамейцы жили на территориях Ливана, Сирии и части Ирака. Сейчас основной язык деревни – арабский, но службу в храмах ведут исключительно на арамейском языке. После 14-го века, когда господство над территорией захватили мамлюки, арамейский язык стал замещаться арабским. Арамеи первыми приняли христианство и признали Иисуса Христа Мессией. Это антиохийская, сирийская или маронитская церковь (от имени Марона, главного ее основателя).
В Гуш Халав мы познакомились с представителем древнего народа арамеев по имени Шади Халуль. Он — капитан запаса ЦАХАЛа, создал амуту (общественную организацию) по возрождению арамейского народа, благодаря которой уже проведена огромная работа по признанию национальности арамейцев. Сын Шади три года назад первым получил запись в своем удостоверении личности о том, что он арамеец, а не араб-христианин. В амуте, созданной Шади, есть политические деятели, лоббирующие признание арамейцев как нации повсеместно, и стараются возродить язык. Арабское спротивление сильно в парламенте Израиля, но в некоторых школах деревни введен арамейский язык, так же существует клуб по изучению арамейского, есть воскресная школа, а Шади лично как волнтер обучает учеников языку 2 раза в неделю. Есть определенные сложности в изучении языка – чтобы его понять, нужно знать и арабский язык, и иврит. Арамеи всегда занимались виноделием и выращивали оливки, но под давлением арабов это было запрещено. Сейчас есть арамейская винодельня: там выращивают виноград и гранаты для вин и арака. Также есть и оливковые плантации. Радушные представители арамейского народа предложили дегустацию крепких напитков и оливок собственного приготовления.
После такого аперитива самое время пообедать. На природе аппетит всегда повышен, а в хорошей компании всегда приятно принять трапезу. Все экскурсанты были предупреждены о том, чтоб взять с собой какой-то провиант, организаторы экскурсии предложили питы, так всем миром были накрыты богатые столы – все наелись, никто не остался голодным.
Ну а после трапезы желающие отправились на черешневую плантацию, собственно, жемчужину экскурсии. Были и такие, кто наелся в обед и отправился спать в автобус, отказавшись от поедания черешни в дикой природе кибуца «Хават Савана». А те, кто решился — и дети и взрослые, — радостно восхищались спелостью и сладостью ягод, которые тяжелыми гроздьями свисали с веток и просто просились в руки. Интересно, что вообще черешня и вишня – это высокие деревья, до спелых ягод не так легко добраться без стремянки. А в Израиле местные селекционеры вывели породу низкорослых деревьев с огромным количеством плодов: чтобы полакомиться наливными черешенками, достаточно подойти к дереву и приподнять листву, не нужно даже на дерево забираться. Я получила удовольствие и вспомнила детство вполне: столько ягод, что в глазах рябит. В кибуце можно было лакомиться черешней без ограничения, плюс в подарок выдавался контейнер емкостью в 300 грамм, куда можно собрать белую и красную черешню, чтобы отвезти домой. На выезде из кибуца продавались свежесобранные черешня, персики и абрикосы. За 1,5 кг отборной черешни просили 30 шекелей. В том же кибуце растут и другие фрукты и ягоды, но пока не настал их сезон.
Обратный путь занял у нас 2,5 часа до Тель-Авива, за это время участники экскурсии подружились и почувстовали себя одной семьей, обсуждали дальнейшие планы и даже подумали о том, чтобы встретиться большой компанией на пикник. Всем одиноким репатриантам предлагаю взять на заметку мероприятия «Хроникуса» и Министерства алии и абсорбции по Тель-Авиву и Яффо — можно не только провести время интересно и с пользой, но и найти новых друзей и единомышленников.