Девицы-мастерицы. Автоспорта (часть 2)

Продолжение темы о том,  как нежные и хрупкие девушки добиваются значительных успехов в автоспорте.  Для сегодняшних героинь гонки — не основной вид деятельности, а серьезное увлечение. 

Часть 2.  Автоспорт — как хобби.

Награждение РАФ — Ольга получает Кубок России

Ольга Федорова

Обладательница Кубка России 2011 года в классе 1400Н,  мастер спорта по автоспорту

— Почему и как?

Каждый раз я отвечаю на этот вопрос по-разному. Сама залезла. Сначала мне всегда нравились мотоциклы. Классе в 10-м или 11-м, мы поехали на Невское кольцо смотреть чемпионат Восточной Европы, там объявили, что через неделю будут проходить автогонки. Мы поехали и на автогонки. Там–то мне все это и понравилось – все эти сервис-парки, гонщики, заправки, машины… А потом я закончила школу и пришло время выбирать профессию, и я ничего умнее не надумала, чем пойти учиться на автомеханика. Ну а как? Знакомых у нас нет, никто гонками не интересовался, подумала, что пойду обходными путями. Я поступила в ГАСУ, на факультет, который обучает обслуживанию и сервису на транспорте. На практике я реально крутила гайки, я и сейчас их кручу – купила себе старый спортивный «Гольф», сама многое по механике делаю и мне это все больше нравится! Получается, что это мое, иначе бы давно все бросила, но я работаю с машинами, я занимаюсь машинами, я вся в машинах.

Первая гонка – это любительские гонки-ралли третьей категории. У нас, конечно, был вместо физкультуры автоспорт, но кроме теории там ничего не давали. Сначала мы занимались судейством. А потом решили сами прокатиться. И я купила себе первую спортивную машину – «восьмерку». Начала я со штурманства, навыков пока было мало, да и все говорили – девочке «в руле» нечего делать. А мне всегда хотелось именно «в руль». Но поездила штурманом, набралась опыта, но потом все равно исполнила свою мечту – купила себе автомобиль, тренировалась на нем и проехала одну гонку в руле. Все возможно – было бы желание. А я – молодец! Сейчас мне никто не говорит, что это не мое, я всем доказала. Что могу.

Те, кто скептично смотрят и говорят, что я занимаюсь ерундой – они есть всегда. Каждый раз, приходя на новое место работы, все начинается с того, что «девочка, а ты кто?»

Мечты сбываются — Ольга за рулем собственного гоночного автомобиля

 

И приходится доказывать, кто ты, что ты умеешь, что ты знаешь, что ты можешь, и каждый раз все смотрят, каждый раз скептично, каждый раз приходится доказывать. Что было раньше – никого не волнует. Ты сейчас здесь – покажи, что ты можешь.

Автоспорт не отпускает, это, наверное, навсегда.

— Что привлекает, бодрит и мотивирует на достижения?

Это не только мое мнение, но гонки – это вторая жизнь. У нас у всех из мира автоспорта – две параллельных жизни – одна в гонках, другая – вне их. Там другая атмосфера, там люди, там мы ведем себя по-другому, не так, как в обычной жизни, за этим мы туда и идем. И все знают, что эти две жизни надо разделять. А, может быть, это потому, что если все слить воедино, то появится обыденность и это перестанет быть интересным делом.

— Детство: паинька или задира?

Я была лапочкой, такой тихой девочкой. Ни с кем не скандалила. Да я и сейчас ни с кем не скандалю. Я даже не имела представления и мои родители тоже, чем я буду заниматься. Моя мама до сих пор в ужасе. Она вроде как рада, что я чем-то занимаюсь и занимаюсь серьезно. И если я уезжаю на гонки или тренировки – вопросов нет, но все равно она периодически сетует, что я не выбрала себе женское занятие – эти гонки, эти машины во дворе, но потом все равно понимает, что возврата нет, что лучше так, тем более ей удобно — я все умею делать сама. Когда мы с Игорем Кротовым получили в прошлом году Кубок России, папа всем друзьям рассказывал – вот какая моя дочка молодец! Вот ради такого уважения, поддержки, ради того, чтоб близкие видели мои результаты, хочется стремиться к победам.

— Если бы не ралли, то какое хобби ты бы выбрала?

Я и вышиванием и вязанием занимаюсь. Я все могу. Я и девочка тоже и все девичье мне не чуждо. У меня много разных увлечений, не только гонки. А вот вместо автоспорта… Я даже представить не могу, мне даже думать тяжело, что все могло бы быть по-другому. Это настолько повлияло на мой характер и мое мироощущение…

— Каков был путь к мастерству, что ты чувствовала, когда получила титул?

Первое – я была в шоке, я год этого звания ждала и, честно говоря, даже забыла думать, настолько устала. Я узнала об этом на работе, начала носиться по ремонтной зоне (Ольга работает инженером по гарантии в дилерском автосалоне – прим. автора), всем рассказывала. Приятно до жути! С другой стороны многие не верили: — Кто? Федорова? Мастер спорта? Когда успела?

Но я захотела – я сделала. Мы с пилотом ставили цель на сезон: не то, что даже мастера хотелось, а хотелось Кубок России. Он – быстрый пилот, он знает, что делает, и мы выкладывались на 200 % , потому что знали, что у нас должен быть хороший результат. Четкая цель была, мы ее выполнили, а звание мастера спорта – это такой приятный бонус.

Даже на гонке любая девушка хочет быть неотразимой!

У нас было много проблем: мы к концу сезона списали свою машину, но друзья нам помогли и предоставили свой автомобиль, благодаря чему мы и выиграли. В первый момент был и крах надежд, и руки хотели уже опуститься… Но все сложилось хорошо. Когда что-то хочешь – оно приходит, но нужно прилагать максимум усилий. Главное – не опускать руки, держаться самому и поддерживать друг друга.

Это колоссальный опыт – уровень стал совсем другой, и я по-другому начала действовать, стала значительно шире смотреть на вещи. Когда есть четкая цель – добиться ее легче и потом это очень приятно.

Вообще же, когда что-то случайно получилось – это приятно, но когда ты выкладываешься, когда получаешь то, к чему стремился – это ощущение ни с чем не сравнить. Выходить на подиум, держать в руке медаль или кубок – нет аналогов ощущений.

— Ты – женщина в автоспорте. Были ли трудности?

Мне никогда это не мешает, а только помогает. Все на равных условиях в гонке – там не смотрят, девочка ты или нет, ты делаешь свою работу – и время отслеживаешь, и колеса чистишь. А вот в сервисном парке – ты девочка: тебе и стульчик поставят и пирожным угостят, а вот в гонке – абсолютно нет никакой разницы. И чем больше ты можешь, ты лучше. Мой пилот, Игорь Кротов, очень рад, что я девочка, миниатюрная и легкая – это влияет на развесовку машины (вес машины важен в соревнованиях – прим. автора), говорит: «Только не толстей!» (смеется).

— Перспективы развития для себя или хватит уже?

Хочу быстрого пилота. На полном приводе я еще не ездила. Ну и еще что-нибудь получить бы. Самосовершенствование – это очень важно. Новый пилот, новые машины – это всегда с нуля начинать, даже если у тебя есть база, есть опыт. Всегда есть к чему стремиться и как развиваться. Это интересно, когда ты развиваешься и это видишь, было так, а стало лучше. Для штурмана – это важно.

Ралли — не шахматы, тут думать надо.

Развиваться самой как пилотесса – этот вопрос пока повис, поскольку требует больших финансовых затрат. Но что–то мне подсказывает, что я еще вернусь и я еще порулю, поскольку у меня есть желание и внутренние амбиции, я не хочу сказать, что я буду всех побеждать… А впрочем, почему бы и нет. В штурманстве есть реальные пути развития, и я буду это делать. Четких планов у меня пока нет на следующий сезон, но в это время все находятся в таком положении, все подсчитывают бюджет, все строят и определяют планы. Надеюсь, что все получится.

— Совет тем, кто находится в поиске себя/работы/своего пути/хобби.

Для начала, нужно понять, в какой области у тебя есть интересы. Услышать себя и ухватиться за эту мысль. Сейчас существует масса интересных занятий, которые связаны практически с любыми вещами, нужно просто подумать: «А что мне нравится в этой жизни?». И все. Вперед! Сейчас все пути открыты, не за большие деньги, а просто за интерес. Главное понять, что ты не хочешь лежать на диване и размышлять, какой ты бедный и несчастный, а сделать маленький шаг. Выбрать маленькую цель, достигнуть ее. Человеку всегда что-то интересно. Главное понять – что, договориться с собой.

Красота спасет мир. Мир автоспорта — в том числе.


Виктория Овинникова

Бронзовый призер чемпионата России  2011 года в классе R2, мастер спорта по автоспорту

— Почему и как?

У нас была большая компания друзей-приятелей, среди которых был Игорь Косарев (погиб в 2009 году), друг и наставник, партнер по всяким тусовкам и увеселительным мероприятиям. Он с друзьями гонял гонки, а мы с компанией ездили тусоваться, дабы вырваться из череды серых будней.

Среди знаковых моментов, когда я поняла, что меня автоспорт зацепил надолго – это 2007 год на гонке самого начального уровня (профи-клуб), когда произошел несчастный случай – сбили маму гонщика, который должен был ехать следующим экипажем. Я, как человек с начальным медицинским образованием, пошла помочь, но оказалось, что женщина погибла. Тогда я поняла, что автоспорт не только интересен, но и небезопасен.

В 2009 году пилот Игоря Косаерва — Константин Коваленко — решил сменить штурмана. И в шутливом разговоре мой друг порекомендовал меня: «Вот у нас Виктория Юрьевна есть, она ничего не боится — посадишь ее к себе справа?» А я ж – пацан! «Конечно, сяду!» – похихикали, а на следующий день пришлось, что называется, ответить за слова. Ребята обо всем договорились, так что меня тут же отправили к тренеру-профессионалу изучать азбуку автоспорта – меня научили, как правильно писать, какого размера буквы, как правильно расчертить и т.п. Обучение шло неделю в лесах под Выборгом, где я делала первые пробы и шаги. Через неделю тренер посмотрел на меня и сказал: «Ты, девочка-блондинка, подумай, для чего тебе это надо: результаты-то будут, но и «бить» тебя будут при этом, прими решение».

За пару месяцев до трагической гибели моего друга Игоря Косарева мы встретились и заключили пари – кто из нас с ним в качестве штурмана первым получит звание мастера спорта. Мы довольно часто спорили, поэтому для меня это было очередным интересным заданием по жизни. Но потом Игорь разбился, а мое обещание стало просто уже делом чести.

В 2010 году позвонил Константин Коваленко, пригласил на тренировку, после которой мы отправились на мой самый первый выезд – профи-клуб в Новогороде: безумная дрожь в руках, осознание, что шутки кончились, не соскочишь, не отшутишься. Там было все – страх, выпадающая тетрадка, потеющие ладошки, ломающиеся карандаши, сопротивление внутри себя: «я не буду, я не хочу, я не понимаю…», бессонная ночь перед стартом – я же не могу позволить себе быть «лошарой», чтоб мне потом кто-то говорил «А, что с нее взять, блондинка»…

В первый мой выезд Константин покатал меня и по кустам, и по полям, и задом вперед, но мы добрались до финиша. И каково же было мое удивление, что мы стали первыми в своей группе! И вот я поднимаюсь после первого же выезда на подиум за кубком! Вот так автоспорт меня заманил – дал такую конфетку, от которой ты уже не можешь отказаться!

Автоспорт – тяжелый вид спорта, прежде всего психологически, особенно для штурманов: он либо тебя принимает, либо отвергает изначально. Пусть это был профи-клуб, пусть это самый маленький кубок, но он – самый дорогой для меня. Он – знаковый.

А дальше начался сезон 2011 – полноценный боевой сезон. Чего только не было: тремор и дрожание рук долго не проходил, отвлекался взгляд на все, что угодно – кусты, деревья. Я перебарывала в себе инстинкт самосохранения, который меня просто выталкивал из машины – ты только оделась и еще не успела занести ногу в автомобиль, а животный страх самосохранения упирается 4-мя лапами внутри тебя и говорит: «Пойдем отсюда, ну я тебя очень прошу, зачем тебе все это надо?». Для меня это была сильная борьба между животным страхом и трезвым рассудком, который гасил во мне все эмоции. «Я могу, мы доедем!» – это пришло позже. Но так уж сложилось, что с Константином мы приезжали первыми. Дома у меня стоит 11 кубков, все они – за первые места, нет 2-х или 3-х. Либо сход, мягкий и нежный, либо первые. Это безумное ощущение, когда ты – первый!

Я со своей стороны уже могу сказать Косте огромное спасибо, потому что теперь для себя я не представляю другого первого пилота – мне не дали возможности распустить сопли, нюни, меня жестко обрезали и обрубали, но наверное по другому никак, многие тренеры поступают так же по отношению к своим ученикам, в которых они видят какой-то результат в дальнейшем. Ты либо сломаешься, либо добьешься своего.

Все мы помним первый поцелуй, первую любовь, первого мужчину – вот и о Косте у меня тоже все эмоции нежные и приятные, как о первом пилоте. Битва наших характеров, думаю, и привела к нашим результатам.

К труду и обороне — всегда готова!

— Что привлекает, бодрит и мотивирует на достижения?

Сейчас, когда ты попадаешь в этот мир, не хватает рокота мотора, запаха бензина, суеты в сервис-парке, бешеных взглядов штурманов на часы, никто так часто на них не смотрит, как  они. В момент записи все хорошо и спокойно, а вечером, когда ты пробегаешься глазами по стенограмме, думаешь: «Блииин, а как ехать-то?»… Тремор рук и потеющие ладошки перед стартом, мы все, спортсмены, становимся жесткими адреналиновыми наркоманами. Перестаешь ощущать скорость и время. Здесь минута – это миг, а там – вечность, доля секунды – маленькая прожитая жизнь. Но ты стремишься именно за такими ощущениями, которые ты не получишь ни на каких других каруселях. Ощущение внутри тебя, вот эта зверюшка-страх, сжимается и орет от ужаса, когда пилот тебя везет по кустам и очень близко вдоль камней и деревьев, но при этом нужно продолжать читать, ведь ты несешь тоже ответственность за того, кто слева от тебя. Вот эта какофония чувств и эмоций, которые не разложить по отдельности.

— Детство: паинька или задира?

В детстве я паинькой не была, папа хотел мальчика. Куклы меня интересовали мало, да и мальчишек во дворе всегда было больше: прыгнуть с какой-нибудь тарзанки, залезть на березу, походы, палатки, горки, восхождения, да еще с папой на зимнюю/летнюю рыбалку, с мамой в походы, с родственниками – на Дальний Восток прочувствовать мороз. Да и родственники у меня в основном – братья. И мы как-то так все вместе выросли. Семья у нас активная была. Папа, когда я в 9 лет сказала, что хочу покататься на машине, бросил все и сказал: «Пойдем». Он стал моим первым тренером по вождению, а в 18 лет я заявила – хочу права. Пошла в автошколу, только для того, чтобы научиться езде в городе – инструктор держался за все ручки, крича: «Вика, у нас максимум 40, а не минимум 60»!

— Ты – женщина в автоспорте. Были ли трудности?

Были. Колесо поменять – это физически тяжело. Плюс – сходить в туалет в комбинезоне. Летом еще ладно, хотя отсутствие кустов и деревьев тоже не помогают, а вот зимой… Непродуман как-то женский комбинезон… Трудно исключительно из-за физиологии, вторичных половых признаков. Психологически – нет, женщины более адаптивны к окружающему миру. Мы, как хамелеончики, подстариваемся под обстоятельства. Да, есть девочки, которые знают технику и разбираются в ней, им проще. Но в моей гражданской жизни я знаю только куда вставить ключ и куда залить бензин и омывайку, а остальное – для меня лишняя информация.

Мальчик-штурман – он в душе всегда хочет быть пилотом. А девочкам комфортнее справа. Мы больше любим манипулировать, и этот вид спорта позволяет получить такое удовольствие в полном объеме: ты хочешь – ускоришь, хочешь – замедлишь, успокоишь или взбодришь пилота – ощущение именно кукловода, эдакого гнусного папы Карло.

Перед стартом мандраж можно перевести в другое русло и провести, например, фотосессию.

— Каков был путь к мастерству, что ты чувствовала, когда получила титул?

Это недешевый вид спорта, но спасибо моим друзьям – мне всегда везло на отсутствие затрат. Отдельное спасибо Елене Правдиной, которая любезнейше предоставляла мне свой красный комбинезон, на последний год выступлений в составе команды FreeDRIVE.

Вообще же в автоспорте я появилась случайно, я не ставила себе целей и задач, нет, мне было весело, приятно и я получала удовольствие. Карма, судьба – я не стремилась к этому, многие ребята годами, десятилетиями, и многие девочки даже, ставят себе цели – хотят кубков, значков КМС, званий чемпионов и т.д.  Для меня это было игрой, может, поэтому мне везло, что мне попадались хорошие люди.

Когда Костя принял решение, что мы не едем на финальный этап Кубка России (все равно первые) я случайно вписалась в авантюру – села справа к новому пилоту на последнюю гонку сезона: мы были «котами в мешке» друг для друга – я девочка- блондинка, а он – для меня совершенно новый пилот. И это была даже проверка для самой себя – смогу или не смогу. Действительно ли я штурман или блондинка?

Эта гонка были насыщенной событиями, но прошла в хорошем настроении и на одном дыхании. Эмоционально было тяжело, а физически – не очень. И вот мы на финише, первые! И мне говорят: «Собирай документы – ты выполнила норматив за год». Вот так, за один год я заработала звание и КМС и МС. И когда мне об этом рассказали, я даже не думала ни о чем. Большое спасибо Косте – это он заставил меня мобилизоваться и собрать все необходимые бумаги и документы. Ощущения – были безумными: девочка-блондинка, далекая от автоспорта, всего лишь за год стала мастером спорта, когда люди десятилетиями, лишая себя всех удовольствий жизни ради автоспорта, даже не становятся кандидатами в мастера – это было что-то невероятное. Это невозможно объяснить, пока человек не переживет это сам. А в этом году, когда пришло официально подтверждение, мне позвонил папа и сказал, что я стала мастером спорта – пришло красивое письмо, он его тут же повесил в рамочку. Ему очень приятно, что его ребенок добился такого результата! Именно папа заботится о моих кубках, вытирает с них пыль и переставляет их. Отмечает фотографии, следит за ссылками в Интернете, мне он, конечно, не говорит, что он очень гордится, но я это чувствую. Поддержка семьи и близких друзей, это очень важно и приятно.

— Если бы не ралли, то какое хобби ты бы выбрала?

У меня была идея заняться альпинизмом, но потом я сходила на скалодром, инструктор посмотрела на мои пальцы и сказала: «Деточка, тебе ползать по скалам не понравится», т.к. структура моих пальцев и ногтевой пластинки не подходит для этого дела – ногти будут выламываться. Может, меня и обманули, но я попробовала, сломала пару ногтей тут же и решила, что это не для меня.

— Перспективы развития для себя или хватит уже?

В этом году Геннадий Брославский, титулованный спортсмен, топ-пилот команды FreeDRIVE, потрясающий тренер и вообще Человек с большой буквы, поставил передо мной большие амбициозные задачи.

Я как раз собиралась уходить из экипажа

в связи с сильными межличностными расхождениями в понимании всего процесса, да и дали знать о себе физически проблемы со спиной. Но тут поступило предложение от Гены: у него есть воспитанник и ему бы хотелось, чтобы я стала его первым штурманом. Вывести на дебютный выезд – это очень ответственная задача, особенно когда штурман вывозит пилота-новичка. Мне это интересно и я согласилась.

Атмосфера именно команды – когда все друг за друга, у меня это было в первый раз. Александр Кудрявцев стал моим первенцем. Он приложил меня в дерево в первый же день, я не знала, куда у него руки повернут руль, мне было дико страшно. Меня посетила первая истерика в первый выезд. Но все закончилось хорошо. Тренером были даны установки по скоростному режиму, а Саша упорно не хотел его соблюдать. Мне не хотелось опозориться перед всей командой, так что я нашла способ задавить скорость Саши, чтобы мы хотя бы вообще доехали. Удивительные ощущения. Смотреть за тем, как твой питомец и первенец растет и видеть его результаты – это очень здорово!

Виктория открыта всему новому

Когда ты видишь, что ты не сломал, не испортил плота – это здорово, я горжусь тем, что у Саши появились результаты. Но моя собственная маленькая гордость – это очень греет душу. Если сейчас ставить цели и задачи – то это слежение за развитием своих питомцев. Это гораздо приятнее, чем просто ездить самой и подчеркивать свой эгоизм, эгоцентризм, амбиции – если ты можешь передать какие-то навыки и умения, не сломать, не испугать новичка – это дорогого стоит.

— Совет тем, кто находится в поиске себя/работы/своего пути/хобби.

Начните с безумных каруселей, типа «Падение с высоты». Когда я впервые попробовала это, мир тоже не казался мне ярким и красочным, хотя мы были в Тайланде, огромная компания, лето, жарко… Пошли на карусель, сели, еще не представляя, что это такое… И сосед мой, мальчик справа, поворачивается ко мне и говорит: «Какие у тебя красивые голубые глааааааааааааааааааааазззаааааааааааааааааааааааааааааа!», — пневматика сработала, и ощущение свободного падения, когда тебя выталкивает и втягивает в сиденье – очень неоднозначное, очень бодрит!

Еще совет – никогда не оставаться одному, не замыкаться в себе. Можно найти себе попутчика на карусели, проплакаться или прореветься на подружкином плече, выход эмоций должен быть, не надо держать их в себе, Когда проговоришь какую-то ситуацию 10 000 раз – она отойдет, самому себе станет легче.

Людям, которые пытаются определиться с выбором хобби – не нужно ломать себя. Если ты домосед, читал, вышивал или вязал, то не нужно ломиться в горы, лучше пробовать что-то попроще, например, поехать с друзьями, которые зовут куда-то кататься на ватрушках с горки – ты всегда можешь отказаться, но – попробуй, вдруг понравится. Всегда бывает момент – случайность, судьба, можно назвать как угодно – главное, вовремя поймать его и открыть предложенную дверь. Не бывает никогда такого совета – иди туда, вставай на коньки, займись автоспортом — просто поймай свой момент. Да, бывает страшно, не обойдется без «ссадин», но попробуй увидеть, услышать и вовремя открыть нужную дверь.

Все «девицы-мастерицы», с которыми мы познакомились, разные: и в общении, и в поведении, и в стиле одежды, и в жизненной позиции. И теперь психолог приоткроет тайну завесы, что же их объединяет, почему девушки выбрали себе такое небезопасное занятие?

Елена Рубаник, психолог:

Я вижу в том, что женщины выбирают себе такие экстремальные хобби или работу, несколько аспектов.

Часть этих девушек имеет старших братьев, они росли с ориентиром на старшего брата. Поэтому часто они не признают кухню, шитье и т. п.: эдакий «пацан в юбке». Или еще вариант – это очень любимая дочь отца и он ее воспитывал 50 на 50: вроде очень аккуратная, женственно одетая, накрашенная, но в тоже время имеющая какой-нибудь пояс по карате, дзюдо и т. д., чтобы не обидели. К слову, у таких дочек мало шансов создать семью, пока жив папа.

Другой вариант, когда в семье были неоправданные ожидания: ждали мальчика, а родилась девочка, в итоге и воспитали ее как мальчика, и имя дали нейтральное, одевали в мальчишескую одежду и ждали свершений и достижений, жесткости и настойчивости в характере.

Но в большинстве случаев, здесь имеет место под собой нарушение гендерных отношений родителей, например, семья, в которой женщина является ведущей, а мужчина – ведомым. И если женщина умна, то она делает вид и создает ситуации, в которых муж выступает главой семьи, а муж, искренне в это веря, в конечном итоге и становится главой семьи. Но если женщина не очень умна, то начинается история про то, какой муж неудачник, а я – вот такая крутая. А дальше работает стереотип поведения: дети все перенимают от родителей. Кроме того, многое зависит вообще от отношений между членами семьи: бывает, что мама больше любит сына, а дочери уделяет мало внимания, дочь, чувствуя это и пытаясь завоевать хоть немного материнской любви, постоянно стремится доказать, что она-то не хуже и тоже достойна любви.

Впрочем, не стоит отвергать так же нормальную человеческую потребность в самоутверждении. Или отрицать влияние пропаганды СМИ на тему, какой же должна быть настоящая женщина – сейчас это самостоятельная, порой холодная и жестокая, все умеющая сама не хуже мужчины особа. Но то, что это влечет за собой тянущих все на себе женщин и безответственных мужчин – отдельная тема для разговора.

 Гюна СМЫКАЛОВА

Share This:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *