Девицы-мастерицы. Автоспорта (часть 1)

Хрупкая, нежная, стройная блондинка или жгучая брюнетка уверенной походкой подходит к гоночному автомобилю, надевает шлем, садится на правое сиденье, достает стенограмму – и вот она готова помогать пилоту преодолевать километры трассы на высочайшей скорости. «Мечта поэта!» – подумает кто-то. Не мечта – реальность!

Такие девушки в обычной жизни обитают по соседству, стоят рядом с нами в пробках или сидят на соседнем кресле в кинозале… Симпатичные, улыбчивые или загадочные, они – женщины, и ничто женское им не чуждо.

Оказывается, в нашей стране есть не только штурманы женского пола, но и даже пилоты. Более того, эти представительницы слабого пола человечества становятся победительницами соревнований, получают чемпионские титулы и даже становятся мастерами спорта в таком брутальном, жестком и техническом его виде, как ралли. А для кого-то из прекрасных дам ралли – уже не просто хобби, а полноценная работа.

Хотя, казалось бы, что общего между девочками и автоспортом? Там же машины, механика, бензин, минуты-секунды, аварии и «крыши»… Но что-то точно есть, пусть об этом расскажут наши героини сами.

Часть 1. Когда гонки — это работа

Красивая, успешная, занятая и лаконичная

Елена Правдина

Директор и менеджер по развитию гоночной команды FreeDRIVE, штурман в ралли и ралли-рейдах, участница и призер международных соревнований, мастер спорта по автоспорту.

 — Почему и как?

— Когда меня спрашивают: «Почему ты выбрала ралли, как это произошло?», я отвечаю — это ралли выбрали меня, а я выбрала ралли-рейды, кузовное и грузовое кольцо. Одно – ехать самой, другое – смотреть.

— Что привлекает, бодрит и мотивирует на достижения?

Боевой девичий экипаж

— Красивые машины, в первую очередь. «Шлемоголовые», отчаянные мужчины. Свободные женские туалеты. Мотивирует доказывать обратное. Кстати, в ралли много женщин-штурманов, а вот в рейдах их практически нет, лишь самые «безбашенные».

— Детство: паинька или задира?

— Угадайте! До сих пор иногда подраться хочется, качественно, до первый юшки.

 — Если бы не ралли, то какое хобби ты бы выбрала?

Тяжела и неказиста жизнь штурмана-раллиста…

— Для меня ралли – не хобби, а работа. Хобби – на коньках кататься, танцевать. Я в детстве проводила все зимние вечера на катке, а потом через 30 лет возобновила – коньки всегда в багажнике. Я бальные танцы (джаз, латина) начала осваивать в 40+ лет. На остальное – времени нет.

— Каков был путь к мастерству, что ты чувствовала, когда получила титул?

— Мы не ищем легких путей! Пути в ралли-рейдах обычно долги, тернисты и замысловаты. Вы когда-нибудь ездили от Москвы до Красной Поляны 7 дней 2500 километров, по большей части минуя асфальт? Нет? И не пытайтесь это повторить самостоятельно! Титул… это просто понты. Ничего, кроме уважения среди своих, не дает. И полное непонимание общественности.

— Ты – женщина в автоспорте. Были ли трудности?

— Каждый месяц! Не то, чтоб трудности, так, дискомфорт (смеется).

Награда за международную гонку Silk Way/ Dakar series 2010

— Перспективы развития для себя или хватит уже?

— Первый прощальный концерт Аллы Пугачевой – это не наш метод! Перспективы есть, но пока это – секрет. Хватило бы терпения и сил.

— Совет тем, кто находится в поиске себя/работы/своего пути/хобби.

— Не слушайте внутренний голос! Он может обмануть. И если сомневаешься – не делай!

Проба победы на вкус

Надежда Филаретова

Чемпион России по ралли 2011 года, двукратный вице-чемпион, мастер спорта по автоспорту.

— Почему и как?

— А я и не выбирала ралли. Была на трюковых съемках – там оказались ребята из Киева, раллисты – они и предложили промчать гонку, пригласили в Киев на ралли. А у нас как раз была машина с каркасом («классика») – тогда еще технические требования к автомобилям были свободные. Я люблю новое, интересное, всегда что-то менять, путешествовать – поэтому легко согласилась. Нас там отлично приняли, объяснили на пальцах, как и что происходит на гонке: что такое дорожная книга и стенограмма, и даже дали экипировку – и вперед! Понравилось, мы там даже что-то с первого раза выиграли, получили приз зрительских симпатий. Обратно ехали в машине, под крышу забитой подарками и призами. Так и пошло-поехало…

— Что привлекает, бодрит и мотивирует на достижения?

— Раньше меня привлекала сама атмосфера гонки, энергетика, исходящая от зрителей и болельщиков. С приходом бизнес-пилотов ее, к сожалению, не стало, сейчас в ралли уже все не так. Те, кто гонял еще лет 10 назад – меня поймут. Теперь осталось только получать удовольствие от самой езды по хорошим дорожкам на быстром автомобиле. А достижения, по-моему, это для любого вида спорта – само собой разумеющееся явление. Какой смысл участвовать в соревнованиях статистом, если ни к чему не стремишься? Если уж берешься за что-то – нужно делать это на все 100 %! У меня практически не было гонок без призового подиума – только, если машина ломалась.

Люди не летают?

— Детство: паинька или задира?

— Тихой я была, но зловредной! С возрастом только громкость добавилась (смеется).

— Если бы не ралли, то какое хобби ты бы выбрала?

—  У меня ралли – это не хобби, а работа. А мое хобби – это лошади. Точнее даже не хобби, а страсть всей жизни – это моя душа! Еще люблю фотографировать – но не настолько, чтобы серьезно это изучать, так – на любительском уровне.

— Каков был путь к мастерству, что ты чувствовала, когда получила титул?

— Норматив на КМС я легко выполнила почти сразу еще в 1998 году, а дальше все пошло медленно – то из-за отсутствия хорошей быстрой техники, то из-за отсутствия спонсоров и т. д. Чтобы получить звание мастера спорта пришлось уже поупираться – его я получила только в 2007, зато значок мне прикалывать пришел сам Сергей Успенский – 14-кратный Чемпион России.

А вот с Чемпионством еще сложнее: в 2006 и 2008 годах практически победа была в руках – но оба раза подвели технические проблемы с автомобилем, и мы остались вице-чемпионами. Ну, а когда в 2011 году выиграли, уже так надоело этого ждать, так устала за сезон, что и не сильно обрадовалась… Иногда гораздо приятнее о чем-то мечтать, чем получить это!

Русалка у моря…

— Ты – женщина в автоспорте. Были ли трудности?

— Конечно! Самая большая – это сходить зимой во время гонки в лесу в туалет, учитывая, что ты одета в комбинезон! Кстати, не каждый пилот захочет ехать с женщиной, хотя лично у меня было в разные годы четыре очень быстрых пилота — и все стали чемпионами! А на тех, у кого по этому поводу какие-то комплексы, мне все равно, пусть это будут проблемы их жен. Когда я начинала свой путь в мир ралли, женщин в автоспорте можно было пересчитать по пальцам одной руки, а сейчас – чуть ли не каждая третья! Результаты говорят сами за себя.

— Перспективы развития для себя или хватит уже?

— В принципе хотела уже глобально закончить – за 15 лет уже накаталась, ну может изредка разовые выезды с хорошими интересными пилотами… В нашей стране, к сожалению, нет перспектив, если только у тебя нет богатого спонсора. Участвовать в более серьезном чемпионате, чем наш российский, уже нет ни сил, ни желания (лет 5 назад еще может быть, да и то не факт). А становиться еще раз чемпионом России – какой смысл? Пылящаяся медаль и чемпионская лента ни денег, ни счастья в личной жизни не добавляют, как оказалось. В нашей стране – это не более, чем возможность потешить свое самолюбие. Я для себя всего добилась в ралли, чего хотела, пожалуй, теперь займусь конным спортом – тем более что появилась отличная возможность!

— Совет тем, кто находится в поиске себя/работы/своего пути/хобби.

Надежда всерьез увлеклась конным спортом

— О нет – это скорее к психологу. Могу сказать только за себя! Ненавижу рутину и обыденность, можно даже сказать люблю авантюры. Не могу заниматься подолгу одним и тем же – у меня даже в ралли были небольшие перерывы. Но иногда полезно оказаться в нужное время в нужном месте. Главное – верить в себя! Если сидеть и ныть, что «У меня никогда не получится, у меня никогда этого не будет…», поверьте – так и будет. В первую очередь – позитивный настрой всегда и во всем. А жить нужно так, чтобы депрессия была у других!

Вот такие они, российские красавицы — не только коня на скаку остановят, причем в красивой жокейской форме, но и на шпильках латину танцуют после рабочих раллийных будней. Так что не важно, кто ты — мужчина или женщина, если ты веришь в себя и открываешься чему-то новому — ты добьешься успеха в любой сфере.  Во второй части я познакомлю вас с девушками, для которых автоспорт — хобби, а так же с мнением психолога, объясняющего, откуда растут «руки, ноги и главное — хвост» увлечения женщин экстремальными видами спорта.

Гюна СМЫКАЛОВА

Share This:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *