Елена Рубаник: какие у детей проблемы и что с ними делает детский психолог?

Какие у детей проблемы и что с ними делает детский психолог?

В новой рубрике интернет-журнала «В фокусе» – ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА – теперь будут публиковаться и рассказы Елены Валентиновны Рубаник, детского психолога и арт-трапевта (песочная терапия) с многолетним стажем.

Елена работала с самыми разными детьми Петербурга, посвятила свою жизнь психическому здоровью своих воспитанников. Именно она делила с ними все чаще горести – от невнимания и одиночества до разводов родителей и смерти близких. И тем приятнее доводилось разделять радость ребенка, которому удалось справиться с проблемой.

Lena_Rubanik_1

Елена Рубаник — детский психолог

Елена Рубаник рассказала о себе, о том, как она стала детским психологом и почему она, в общем-то, далекая от литературы, пишет свои рассказы о детях. Читая ее трогательные и написанные доступным для понимания языком рассказы, становится понятно, кто именно и каким образом больше всех травмирует психику ребенка, и оттого грустно. Да, это мы – взрослые.

Возможно, ее рассказы помогут родителям не допустить промахов, или же увидеть свои ошибки, просчитать наперед возможные проблемы или обратиться за помощью к специалисту, чтобы помочь своему ребенку.

Прочитав рассказы Елены, многие убедятся – деткам даже рассказывать ничего не нужно о том, что происходит у них в семье, опытный психолог все поймет без слов, по поведению малыша. Есть такая поговорка: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. По заметкам Елены это четко прослеживается: дети всегда берут пример с родителей и взрослых. А вот всегда ли они видят хорошие примеры?..

Елена Валентиновна Рубаник:

Петербурженка в пятом поколении посвятила свою жизнь помощи детям

Петербурженка в пятом поколении посвятила свою жизнь помощи детям

— Петербурженка я в пятом поколении. Родилась в апреле 1967 года. Окончила школу, потом работала в детском садике. Вела активный образ жизни: 9,5 лет отдала ушу, занималась туризмом: сначала в городском клубе туристов мы покоряли Крым и Западный Тянь-Шань, а потом – уже своей сложившейся компанией в походы ходили. Ходили пешком, на байдарках, даже на велосипедах в Пушкинские горы ездили. До тех пор, пока серьезную травму не получила.

— В одном из походов мы с ребятами байдарку переносили груженую (идиоты молодые). Тогда спина и заболела. После похода – отправилась прямиком в травмпункт. А меня там встретили без энтузиазма и сказали: «Иди отсюда, ты молодая». Ну, я и пошла. И пока у-шу занималась – спина, видимо, держалась за счет развитого мышечного каркаса.

— А потом наступили лихие 90-е: мои одногодки наверняка еще помнят, когда наивным СНГовцам «запудривала» мозги деструктивная тоталитарная секта «Белое братство» и доводила своих адептов до исступления – в 1993 году в Киеве они устроили массовое самоубийство. Секту запретили, организаторов-основателей – арестовали. А поскольку настоящая фамилия лидера этой секты – Марии Дэви Христос – была Цвигун, то власти везде без разбору запретили занятия цигуном (цигун является одним из важных дополняющих элементов в тренировочном процессе различных стилей у-шу – прим. ред.). Так я перестала заниматься. Тут меня моя спина и «догнала» – я еле-еле могла ходить. Обращалась к врачам, те вынесли вердикт: защемление нерва, грыжа в позвоночнике. Сказали, что поздно пришла, надо было раньше. Мне тогда было около 30 лет…

— Я провела какое-то время в горьком отчаянии. Но поплакала, себя пожалела – и понятно стало, что слезами горю не поможешь, что всё в моих руках: пора, видимо, что-то менять – другой этап жизни наступил. Тогда я и пришла к вере-то – жить очень хотелось, ярко и полноценно.

Психолог не обходится без бумажной работы

Психолог не обходится без бумажной работы

— Через год после этого стали происходить изменения: каким-то чудом меня свела судьба с мастером своего дела – врачом-остеопатом, он меня на ноги поставил. Я тогда с величайшим трудом, превозмогая боль, передвигалась, но впервые приехала в ночь на рождественскую службу в тот храм. Тогда же познакомилась с отцом Игорем, вроде как бы случайно. Он помог мне восстановить мое душевное равновесие.

— После знакомства мы с отцом Игорем часто и помногу беседовали. О жизни, о вере, о детях – у него их тогда семеро было. Потом младший ребенок заболел – рак. Как-то раз отец Игорь меня с собой взял на Песочную аллею в детское отделение онкологического центра. После этой поездки я сильно повзрослела, причем моментально – всю дурь как ветром сдуло! Когда взрослый мудрый человек, призванный по долгу службы помогать людским душам, так тебе говорит про одну из девочек на отделении: «Ей 15 лет, она медленно умирает от рака кожи, а я – психиатр и священник – не могу ее утешить, потому что она мудрее меня!», это многое меняет в сознании.

— Тогда же отец Игорь благословил меня на работу психологом. Сказал: «Посмотри, это же твое призвание». У меня тогда уже был опыт работы с детьми, и я их всегда любила. Я в тот период не работала, но вдруг заметила, что у меня в друзьях появились многодетные семьи. Вот видимо, и он это приметил, к тому же я и с его ребятишками охотно возилась. Я и так подумывала что-то в жизни менять, и решила – пойду в психологию. А раз за плечами 10 лет работы с детьми, то жалко 10 лет жизни из жизни вычеркивать. Вот так получила высшее образование на психолого-педагогическом факультете Университета им. А. И. Герцена и решила стать детским психологом. Впоследствии, кстати, опыт работы мне здорово помог.

Что нужно детям? Внимание и ЛЮБОВЬ!

Что нужно детям? Внимание и ЛЮБОВЬ!

— На одной из лекций в университете преподаватель Татьяна Королева (http://www.inharmony.ru/299 ) показывала фотографии работы в детском онкологическом центре. Я когда ей в глаза посмотрела, то сразу поняла, что она там была. Так я нашла человека, который повлиял на мое становление как психолога, и поддерживал меня. А на третьем курсе моего обучения она же пригласила меня на небольшой мастер-класс для педагогов по песочной терапии. Вот там я познакомилась с песочницей, как инструментом работы и именно тогда выбрала арт-терапию.

— На написание таких небольших зарисовок подвигнул меня один случай. Как-то разговаривала с одним человеком, а он – физик по образованию, работает с людьми. И вот он, узнав, что я – детский психолог, с удивлением меня спросил: «А какие у детей проблемы? Что вы с ними делаете?» И вот тогда стало понятно, что на пальцах этого не объяснить. Ко мне пришла идея описать мою работу и проблемы детей понятным языком для обычных людей, которые с психологией не связаны. Хочется верить, что, прочитав небольшую историю, кто-то и задумается. И все же я никому ничего не хочу навязывать. Просто рассказываю истории детей, с которыми меня свела судьба.

ЧИТАТЬ РАССКАЗЫ

P.S.: В соответствии с профессиональной этикой психолога, все имена и фамилии в рассказах Елены изменены.

С Еленой Рубаник беседовала Гюна Смыкалова

Share This:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *