Искусство понимать

Вы когда-нибудь были в галерее?  У Вас когда-нибудь возникали вопросы с пониманием всемирно известного шедевра искусства? Если да, то издательство «Клаудберри» сделало подарок всем любителям искусства, опубликовав впервые на русском книгу Джона Бергера «Искусство видеть».

 Книга стала результатом успешного показа серии фильмов Ways of Seeing на канале BBC в 1972 году (все четыре эпизода можно посмотреть на YouTube). На русский язык ее перевели гораздо позже, через 40 лет – это обстоятельство сделало ее еще более обсуждаемой. Самая главная ценность книги в том, что с самых первых строк (а они выведены уже на обложке) автор старается максимально просто рассказать, пожалуй, о самых сложных явлениях – произведениях искусства. Каждый из нас, кто хотя бы раз бывал в музее или картинной галерее, уже старался интерпретировать увиденный им «шедевр». Джон Бергер помогает читателю посмотреть на изображение совершенно с иной стороны, о которой он даже сам еще не догадывается.

«Искусство видеть» состоит из семи эссе, три из которых содержат только визуальный ряд изображений. По мнению самого Бергера, каждое эссе поднимает лишь отдельные аспекты каждой главной идеи, намеренно не углубляясь в каждую, чтобы предоставить возможность самому читателю «додумать» замысел и главную идею каждой части.

Удивляет то, что читателю совсем не обязательно иметь образование искусствоведа, чтобы понять о том, что хочет сказать Бергер. Культуру, в том или ином виде, нам стараются прививать сначала в семье, потом в школе. Как правило, в диалоге между произведением и созерцающим его, у нас возникает много вопросов, на которые мы после просмотра работы, не всегда можем ответить. Почему это возникает и как помочь в этом нелегком понимании «видения» Вы узнаете познакомившись с первым его эссе. Интересно рассуждение Бергера о фальшивой религиозности, которой окутаны сейчас многие произведения искусства. Может, однажды галерея тоже казалась Вам больше похожей на храм, нежели на светское учреждение. Удивляет то, насколько автор знает читателя. После идеи «фальшивой религиозности», он сразу же переходит к выяснению, зачем мы используем всевозможные «moodboard» и развешиваем у себя дома открытки с понравившимися работами – он призывает отказаться от традиционного подхода сакрализации произведений искусства, таким образом, понимая их суть гораздо глубже.

Порой мы даже не догадываемся о той власти, которой наделено каждой изображение.  «Пшеничное поле с воронами» Ван Гога тому подтверждение – Бергер по ходу повествования  предлагает проделать вместе с ним маленький эксперимент – Вам понравится.

Пшеничное поле с воронами. Ван Гог.

Следующие эссе перекликаются между собой своей тематикой: роль женщины в искусстве. Если во втором эссе представлен лишь ряд зрительных образов, то в последующем  Бергер отвечает на вопрос, какую смысловую нагрузку несет в себе женщина, присутствуя на каждом произведении искусства. Автор объясняет разницу между роли присутствия мужчины и женщины в картине, тем самым отвечая на вопрос, почему на месте Венеры в работах Тициана или Рубенса мы никак не можем представить себе мужчину. Такую трансформацию сам Бергер называет «насилием». В этом же эссе Вы узнаете и сами прочувствуете то, что на среднестатистической европейской картине главным героем являются вовсе не изображенные на ней.

Пятое эссе расскажет Вам о масляной живописи как о самой распространенной и особой форме искусства. Почему ее место сейчас заняла фотография и какую идею несла масляная живопись на протяжении четырех веков?

Большая волна в Канагаве. Хокусай.

Испокон веков масляная живопись представляла собой привилегию правящего класса, Бергер рассказывает, как из привилегии она стала демонстрацией богатства, а потом и тщеславия своих владельцев. На многие свои аргументы автор ждет противоположной спорной точки зрения. Например, портрет четы Эндрюс художника Гейнсборо он интерпретирует как демонстрацию собственного богатства, нажитых территорий, а не наслаждение природой, как пишет о картине профессор Л. Гоуинг. В любом случае, есть над чем подумать и решить, к какой точке зрения Вы более близки.

Реклама Levis.

Бесспорно, седьмое заключительное эссе покажется Вам самым интересным. Бергер говорит о насущном и вездесущем – рекламе. Она создает иллюзию свободного выбора, но часто именно она, напротив, загоняет нас в его плен. Стремление вызвать зависть других – вот главный посыл всех рекламных баннеров. Торжество общества потребления наступило тогда, когда бесценные вещи, счастье, нам стали предлагать купить за деньги. Последние полвека реклама пытается «цитировать» произведения искусства, призывая европейцев вспомнить об их цивилизованности. Автор книги предоставляет Вашему вниманию целый ряд удачных (и неудачных) копий шедевров, перенесенных на рекламные плакаты. После прочтения сразу возникает мысль: почему мы до сих пор не сошли с ума от всего этого информационного потока, переполненного «гламуром» и другим нарочитым блеском. На этот вопрос Бергер тоже дает свой вариант ответа.

Очень важно и ценно, что на протяжении всей книги автор не навязывает своего мнения. Он скорее является проводником и помощником в такой интересный и непонятный мир искусства. Если учесть, что современные художники предлагают нам совершенно запредельные и внеформатные трактовки своих работ, именно эта книга поможет разобраться, почему художники изображают те или иные вещи  и какой посыл они в себе несут.

Давид Рифф написал лучший комментарий к этой книге: «Раз Вы это читаете, то, наверное, подумываете и о том, чем бы заняться дальше. НЕ сходить ли, например, в музей на какого-нибудь Тернера или Матисса…».

P.S. Для самых скорых и инициативных напомню, что понедельник – выходной день в Эрмитаже, а вторник – в Русском музее и Эрарте. Приятного «понимания» и «видения»!

Анна НЕКРАСОВА

 

[youtube width=»600″ height=»365″ video_id=»LnfB-pUm3eI»]

[youtube width=»600″ height=»365″ video_id=»peONDtyn8bM»]

[youtube width=»600″ height=»365″ video_id=»3vHrRvsXBkM»]

[youtube width=»600″ height=»365″ video_id=»XShzabEv8bM»]

 

 

Share This:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *