«Ослепительная душа холодных граней»

Мариинский театр порадовал петербуржцев столь редким и непревзойденным неоклассическим балетом «Драгоценности», впервые поставленным Джорджем Баланчиным в 1967 году для New York City Ballet и показанным 18 декабря хореографом Карин фон Арольдинген.

Впервые, знаменитый балет Баланчина «Драгоценности», после полувекового перерыва, Россия увидела в начале мая 2012 года на сцене Большого театра. В своем неоклассическом балете хореограф соединил опыт трех легендарных школ: американской, Петербургской и практику Дягилевских сезонов. Джоржу Баланчину идея сценария была  навеяна шедеврами ювелирного искусства, которые он увидел в магазине Van Cleef & Arpels в Нью-Йорке. За всю свою историю работы этот ювелирный дом поражал обручальными кольцами, которые больше походили на артобъект, чем на обычные кольца с бриллиантами. Мы можем только догадываться, что именно увидел тогда Баланчин в начале 60-х годов в мастерской и магазине Арпельса.

Совершенно разная по содержанию и настроению музыка задавала общий настрой каждой части. Мелодия Габриэля Форе для части «Изумруды» гармонична и изящна как сама природа. Неслучайно балет начинается именно так: она задает мелодичный, спокойный и одухотворенный настрой всему шедевру Баланчина. Здесь гармонично все: начиная от спокойных оттенков зеленого бархата и воздушных длинных пачек балерин и заканчивая движениями двух солирующих пар Марии Ширинкиной, Максима Зюзина и Дарьи Васнецовой, Андрея Ермакова.

Вторая часть «Рубины» начинается совершенно безумным и остроэмоциональным каприччио  Игоря Стравинского. Движения резкие, четкие, костюмы максимально удобные и не обременяющие движений – алый цвет страсти обыгрывается во всевозможных аспектах. Эмоциональное напряжение создает не только нагнетающая мелодия, но и соперничество ведущей пары и примы, которая пытается привлечь все внимание публики именно на себя, ей в свою очередь помогает кордебалет, который делает совершенно немыслимые прыжки и па.

Финальной частью балета выступали «Бриллианты» Петра Чайковского, которые без малого потрясали и вдохновляли своей торжественностью, помпезностью и шиком. Пышные, почти сахарные балетные пачки с россыпью искристых мелких камушков навивали воспоминания о царских балах середины XIX века и легендарном Императорском балете Петербурга. Поистине главной драгоценностью всего представления стала прима Мариинского театра волшебная Ульяна Лопаткина. Это одна из немногих балерин, которой можно не делать никаких феерических движений, а просто любоваться ею. Но Лопаткина, как и всегда, показывает высший уровень мастерства, выполняя бесконечные фуэте, невероятные па своим изящным и почти невесомым телом.

Многими театральными критиками на премьере «Драгоценностей» в Большом театре было высказано, что все станцевали «жирно» и «выстраданно». Без ложной скромности стоит отметить, что труппу Мариинского театра в этом упрекнуть было нельзя. Абсолютно все, причастные к балету (начиная от прим и заканчивая кордебалетом), жили на сцене и за два часа вдохнули душу в холодные грани полюбившимся нам камней.

Все три части у каждого ассоциируются с чем-то особенным и личным. Для кого-то «Изумруды» — это элегантная французская школа танца, «Рубины» — бесшабашные и джазовые Штаты, а «Бриллианты» — Императорский балет Петербурга, откуда родом сам Баланчин.

После просмотра зритель выходит из зала абсолютно убежденным в том, что… подлинные камни так не блестят. И дело вовсе не в количествах граней или каратов, и уж тем более, в цене. Баланчин показывает своим зрителям мастерство преподнесения любого бездушного предмета, который может стать живым шедевром движениями Лопаткиной и под музыку гениев.

Не думаю, что стоит говорить о том, что Мариинский театр – это один из первых аргументов того, что Петербург – все еще культурная столица и непререкаемый must-event Петербурга, от которого даже у иностранцев перехватывает дыхание.  Это не просто духовность или надуманная культура, это искусство в режиме реального времени и пространства.

 

Анна НЕКРАСОВА

Share This:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *